Евангелие от Матфея, Глава 8, стихи 14-23:
14 Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке,
15 и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им.
16 Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных,
17 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни.
18 Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел ученикам отплыть на другую сторону.
19 Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.
20 И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.
21 Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
22 Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов.
23 И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Отрывок, который мы только что услышали, содержит в себе несколько эпизодов из жизни Спасителя. На первый взгляд может показаться, что они не связанны друг с другом. Однако, если приглядеться, то можно заметить, что их объединяет одна общая тема — все они рассказывают о том, что ожидает от своих последователей Христос.
Горячка, которой была больна теща Петра, это не просто простуда с высокой температурой. Греческий термин, который здесь использует евангелист, указывает на то, что это одна из разновидностей малярийной лихорадки. Тяжкий недуг, который вытягивает из человека все жизненные соки. В большинстве случаев люди умирали. Если же выживали, то после болезни еще очень долго приходили в себя. Не вставали с постели, набирались сил. Произошедшее тем и поразительно, что после исцеления вместо того, чтобы пойти обсудить чудо с соседками, сесть за стол и посудачить с зятем, заняться любимыми делами, наконец, она тотчас стала молча прислуживать Христу и гостям. Хотя, вряд ли кто-то на этом настаивал. И это первый урок, который преподносит нам сегодняшнее Евангелие. Господь дает нам силы и различные дарования единственно для того, чтобы мы могли послужить Ему и своим близким. И печально, если человек в суете разменивает их на мелочи этой жизни.
Второй эпизод рассказывает о книжнике, то есть ученом человеке, который высказал желание следовать за Христом. Однако в ответ Господь словно осаживает его: Он указывает на те трудности, которые связаны с жизнью Его последователей. Как и Спаситель, Который родился в хлеву для скота и был погребен в пещере, которая предназначалась для захоронения другого человека, они обречены на жизнь странников. Поэтому Спаситель и предлагает книжнику, перед тем как брать на себя обязательства, сначала все взвесить в уме. Осознать, на что он подписывается. Ему не нужны последователи, которые идут за ним, поддавшись мимолетному увлечению или впечатлению момента. Это некая максима, которую Христос предлагает и каждому из нас. По крайней мере, надевая на себя крест, человек должен осознавать, что жизнь христианина это подвиг отречения от много из того, к чему ты привык, что тебе дорого, но что мешает следовать за Спасителем.
Наконец, еще один момент — это слова Христа человеку, который в ответ на Его призыв попросил отсрочки для того, чтобы похоронить своего отца. Перед нами оборот речи, который весьма распространен в восточных языках. Скорее всего, родитель на тот момент был жив. Просто человек хотел исполнить свой сыновий долг: дождаться, когда отец состарится, чтобы ухаживать за ним и в итоге предать земле. Таким образом, он как бы говорил Христу: Господи, я обязательно пойду за тобой, но не сейчас. Сейчас у меня много других обязанностей, которые я не в силах отложить. В ответ на это Господь и отвечает, что другого момента оставить это мертвое общество у него уже не будет. Отвечать на призыв Бога необходимо мгновенно. Ведь Он обращается к нам именно в самый благоприятный и подходящий момент нашей жизни.
Так и мы дорогие друзья: в ответ на Его призыв будем готовы решительно последовать за Ним. При этом будем помнить, что жизнь христианина это непрестанный отказ от своего такого родного и привычного, отказ ради того, чтобы все свои силы и таланты направить на служение Богу и тем, кто нас окружает.
По материалам radiovera.ru