Слово «успение», однокоренное со словом «усопший», означает «сон». Так в Церкви называют день кончины Пресвятой Богородицы, который мы отмечаем сегодня и в честь которого вчера служили Всенощную.
Сегодня было много желающих причаститься, поэтому служба началась с исповеди. По словам преподобного Силуана Афонского «всякая душа, потерявшая мир, должна покаяться – и Господь простит, и будет тогда радость и мир на душе». «Господь дал милостиво людям покаяние, и покаянием спасаются все без исключения». Нелегко гордой душе решиться на признание своего несовершенства, своего падшего состояния, но если осознание все же приходит, и человек находит в себе силы прийти на исповедь — это состояние сродни второму рождению и обновлению. Душа словно сбрасывает с себя душный и непроницаемый покров и видит свет и дышит свежим воздухом!
Очень хорошо сказал о покаянии и исповеди святитель Иннокентий: «Не должно одинаково понимать покаяние и исповедь; покаяние значит одно, а исповедь – другое; покаяние может быть и без исповеди, а исповеди без покаяния не может быть; каяться или раскаиваться пред Богом в грехах своих можно и должно всегда во всякое время, а исповедоваться можно только пред духовником и в свое время; покаяние, или раскаяние во грехах, приближает человека к Царствию Небесному и приближает к человеку Духа Святаго, а исповедь без покаяния и раскаяния нисколько не приносит человеку пользы, и не только не приносит пользы, но притворная и не истинная исповедь губит человека, делая его большим преступником, потому что исповедь есть и должна быть действием покаяния».
Хочется особо отметить, что исповедь у своего духовного наставника, из года в год одного и того же, постоянного, который знает тебя и твою семью, знает обстоятельства твоей жизни, молится за тебя и твоих близких — такая исповедь безусловно целительна как для души, так и для тела. Исповедь лишь отчасти можно сравнить с походом к психологу, психолог не молится и не получает Божьего откровения о том, что полезно именно для тебя, он применяет общие принципы психологии в частном случае, руководствуясь лишь своими знаниями и опытом, что нельзя сравнить с духовным единением пастыря и его духовного чада.
О празднике
Название праздника — Успение — отражает христианское отношение к смерти. Смерть — не конец нашего существования, а сон: усопший на время оставляет мир, чтобы после всеобщего воскресения снова вернуться к жизни.
Священное Писание ничего не говорит нам о жизни Пресвятой Богородицы после Воскресения Христова. Поэтому об Успении Богородицы мы знаем из двух латинских трактатов V века и из послания псевдо-Дионисия Ареопагита. Церковь верует, что эти источники сохраняют основу того Предания, которое жило в ранней Церкви.
Все годы после Распятия, Воскресения и Вознесения Иисуса Христа Пресвятая Дева провела большей частью в Иерусалиме, проповедуя Господа наравне с апостолами. Но вот настало время Ее земной кончины.
Однажды во время молитвы Дева Мария увидела Архангела Гавриила, некогда возвестившего Ей великую радость — что Ей суждено стать Матерью Спасителя мира. На сей раз известие было другое: через три дня душа Ее оставит тело. Но Богородица очень обрадовалась. Ведь Ее ожидала встреча с Тем, Кого Она любила гораздо больше, чем жизнь.
Три дня спустя в доме апостола Иоанна, где жила Мария, собрались и другие апостолы: Господь чудесным образом устроил так, что все они вернулись к этому дню из дальних странствий, где проповедовали Христа. Не было только Фомы.
Апостолы стали свидетелями блаженной кончины Святой Девы. Сам Христос, окруженный множеством ангелов, явился, чтобы принять душу Своей Пречистой Матери и возвести Ее в рай.
Тело же Ее апостолы решили похоронить в Гефсимании, где находился Гроб Господень и где погребены были родители Девы Марии и Ее нареченный супруг, праведный Иосиф.
На третий день к гробнице Божией Матери прибыл апостол Фома. Вход в пещеру открыли, но тела Богоматери там не было! В тот же день, собравшись на общую трапезу, апостолы увидели Пресвятую Деву, шедшую по воздуху со множеством ангелов. Она обратилась к ним со словами: «Радуйтесь! Теперь Я всегда с вами».
Богослужебная практика
В день праздника Успения в православных храмах совершается торжественное всенощное бдение. В современной практике празднование Успения Пресвятой Богородицы часто связывается с чином Погребения Божией Матери. Чин Погребения имеет иерусалимское (гефсиманское) происхождение и является подражанием чину утрени Великой Субботы.
На подворье Гефсиманского монастыря в Иерусалиме, расположенном против дверей храма Воскресения Христова, хранится Плащаница с изображением Успения Пресвятой Богородицы. 25 августа (по н. ст.) в два часа ночи настоятель Гефсиманского подворья совершает Божественную литургию. По окончании Литургии настоятель в полном облачении совершает краткий молебен перед Плащаницей. Затем Плащаница торжественно переносится в Гефсиманию. Крестный ход обычно сопровождается стечением большого числа паломников. В Гефсимании, куда процессия прибывает с восходом солнца, Плащаница полагается в каменной пещере на ложе Богоматери.
Утром 27 августа совершается сама служба Погребения Богоматери.
На Руси чин Погребения получил большое распространение уже в 16 в., но затем был почти забыт. В Синодальный период (XIX век) погребальный чин на Успение совершался в России в немногих местах: в Московском Успенском соборе, в Киево-Печерской Лавре, в Костромском Богоявленском монастыре, в Гефсиманском скиту близ Троице-Сергиевой Лавры.
В настоящее время в приходской практике чин Погребения совершается либо накануне праздника Успения, 27 августа на утрене, что соответствует иерусалимской традиции, либо на праздничном всенощном бдении 28 августа, либо в один из ближайших дней периода попразднства, обычно вечером 29 или 30 августа.
Вспомним, как мы праздновали Успения в разные годы:
2018
Празднуем Успение Пресвятой Богородицы
2017