Празднуем Успение Пресвятой Богородицы

  

Рабочий день среди недели, а какой долгожданный и радостный! Господь наградил теплой и солнечной погодой. В нашем храме многолюдно — отмечаем всем миром Успение Божией Матери.

Праздник этот издревле любим русским народом, во все века православные особо почитали Божию Матерь.

Почему же именно день Успения (то есть, как сказали бы светские люди, день смерти) Пресвятой Богородицы почитается в Церкви как столь значимый праздник?

Если мы посмотрим на жизнь Пресвятой Богородицы, то увидим, что с самого Благовещения, когда она узнала о своей великой миссии, Дева Мария понимала, что её жизнь — это крестный путь, и ей нужно будет много пострадать на нем.

Как мать, которая понимает, что она рожает ребенка на заклание, она испытывала большие страдания. И каждый день, видя Младенца, видя как Он растет, она переживала все те эмоции, которые может в это время переживать мать. Однако она сразу приняла свою судьбу. Ангелу, возвестившему ей о рождении Христа она отвечает: «Се раба Господня, да буди мне по глаголу Твоему…».

Богородица смиренно стоит у Креста, она не заграждает собой Своего Сына, когда его избивают. Она молча скорбит, понимая, что так должно быть. И после Пасхи и Вознесения, каждый земной день для неё, конечно, был каторгой, испытанием, страданием, но был полон и ожидания будущей встречи.

Так в общем-то и каждый человек, чувствующий заботу Бога, ждет, когда окончится его земной путь, и он предстанет перед Господом, чтобы получить от Него ту любовь, к которой стремился, ту благодать, к которой все мы призваны. Мы не знаем, когда придет этот час: через минуту, через день, месяц, через годы, но человек должен готовиться к нему всю жизнь. Ждать и уповать.

Успение — славянское слово, которое означает некое особое состояние сна. Когда человек просто засыпает, он оказывается как бы в некой другой реальности, но для христиан не только сон, но и физическая смерть тела — лишь калитка в иную реальность, а вовсе не конец. Мы говорим, что Христос «смертию смерть попрал», то есть смерти в обычном значении после Его распятия и воскресения просто не существует: человек лишь переходит в другое состояние.

Поэтому мы говорим Успение, поэтому говорим — «почил», избегая слова смерть. Ведь слово это в Священном Писании часто употребляется в ином значении: смерть души, а не тела, когда человек, к сожалению, не смог достичь того, к чему призывает его Господь, истощил свои душевные силы и душа его умерла для Бога. Подлинная смерть — это то состояние, когда человек сам добровольно делает выбор не в пользу Бога и вечности, уходит прочь, потому что без Бога ему комфортнее и лучше.

Физическая же кончина последние две тысячи лет может называться смертью лишь условно.

Успенский пост немного похож по уставу на Великий: по тому, что можно и что нельзя вкушать, он довольно строгий. Цель поста — особо подготовить свое сердце к празднику. Поэтому, безусловно, в эти дни человеку нужно не только телесно пострадать, отказавшись от той или иной пищи, но, прежде всего уделить время молитве, участию в таинствах исповеди и Причастия, а также, как отметил в своей проповеди настоятель нашего храма отец Виталий, самое главное — быть в мире и любви с ближними.

Всех сердечно поздравляем с праздником! Храни вас Господь!