Троеперстное крестное знамение вошло в повседневную практику православных христиан довольно поздно. Как, впрочем, и обычай осенять себя т.н. «широким» крестом. В Древней Церкви было распространено одноперстное крестное знамение, которое христиане накладывали только на лоб.
Исследователи видят истоки этого обычая в иудаизме, точнее в среде новообращенных евреев, сохранявших многие предписания Ветхого Завета. В частности, речь идет об обряде начертания имени Божия на челе, которое предполагало изображение первой и последней букв еврейского алфавита, символизировавших беспредельность, вечность и всемогущество Творца – “алеф” и “тав”. Начертание имени Божия означало, что человек всецело предал себя Богу. Со временем из двух букв осталась одна “тав”, прописное написание которой напоминало собой крест. Вскоре изначальный буквенный смысл изображения ушел на второй план, а на первый выдвинулся образ креста как символ спасительной Жертвы Христовой.
К IV веку в повседневную практику вошло широкое крестное знамение, которое употребляется и сегодня.
С течением времени изменялся лишь способ перстосложения. Так, в IX веке, в связи с распространением на Востоке ереси монофизитов, признававших в Спасителе только Божественную природу, православные стали использовать для совершения крестного знамения два пальца в знак соединения во Христе двух природ. Позже, по мере снижения популярности монофизитов, в ряде Поместных Церквей двоеперстие было заменено троеперстием. Эта мера была призвана отделить православных от несториан – еретиков, у которых в ходу было двоеперстие.
В России, как известно, троеперстие было введено во время реформ патриарха Никона в XVII веке.
Что касается западных христиан, то долгое время на Западе и Востоке крестное знамение совершалось одинаково: справа налево, двумя или тремя пальцами правой руки. Со временем в этой практике произошли изменения, и люди Запада стали креститься слева направо всей ладонью. Окончательно эта форма наложения крестного знамения была зафиксирована в актах Тридентского собора (1545-1563 гг.).
Крест, как главный символ христианства, столь же парадоксален и уникален, как и оно само. Придуманный римлянами (Ветхий завет не знает распятия), он был орудием страшной и позорной казни, которой подвергали самых отъявленных преступников. Человек умирал от жестоких страданий, поскольку смерть наступала от удушья, как результат длительного и крайне мучительного неестественного положения грудной клетки и всего тела. Однако в христианстве крест, напротив, становится знаком победы и вестником спасения, главным символом Церкви и христианской веры.
Когда человек крестится, он не только призывает на помощь Бога и отгоняет демонов: «Сим победиши!». Он еще, крестясь, добровольно возлагает на себя крест, то есть, подражает Христу, добровольно принимая скорби и страдания как единственный путь ко спасению: «Многими скорбями надлежит вам войти в Царствие Божие» (Деян. 14.22).
По материалам журнала «Фома»