Сегодня чтим память одной из величайших святынь христианского мира Иверской иконы Божией Матери.
Немного о происхождении иконы
Портаитисса, Вратарница [греч. Πορταΐτισσα] — одна из самых чтимых святынь христианского Востока. Возникновение почитания Иверской иконы, согласно преданию, восходит к эпохе иконоборчества (VIII — IX вв.). Название икона получила по месту пребывания в Иверском монастыре на Афоне, где она ранее помещалась над главными вратами (ἡ πόρτα) обители, отсюда ее греч. наименование — «Портаитисса» (рус.- «Вратарница»).
Иверской монастырь на Афоне ещё называют Ивирон или Иверон; он построен и освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы на Афоне. Это мужской Грузинский культурно-просветительный центр, в настоящее время один из крупнейших греческих монастырей Афона, 3-й после Великой Лавры и Ватопеда. Иверон основан в 980-983 гг. преподобными Иоанном-Торникием (Чордванели) и Иоанном Святогорцем. До 1015 г. Иверон назывался лаврой Климента (Λαύρα τοῦ Κλήμη, τοῦ Κλήμεντος), затем — монастырем или лаврой Евфимия (Λαύρα τοῦ κῦρ Εὐθυμίου), с 1020 г.- лаврой Ивера, то есть монастырём Иоанна Святогорца (Λαύρα τοῦ ῎Ιβηρος), монастырем иверов, т. е. грузин (μονὴ τῶν ᾿Ιβήρων),- это название впосл. сократилось до Ивирон или Иверон.
Иверская икона современными исследователями датируется 1-й пол. XI или началом XII в. Н. П. Кондаков относил ее к XII в. (Кондаков. Иконография Богоматери). Икона является большим моленным образом (137×87 см).
Иконография
Иконография Иверского образа представляет собой особый вариант «Одигитрии», получивший в византийском искусстве название «᾿Ελεοῦσα» (Рус. Елеуса — «Милостивая»). Изображение Богоматери поясное, голова слегка склонена к Младенцу Христу, правая рука поднята в молитвенном жесте на уровне груди. Богомладенец сидит на левой руке Матери высоко и прямо, в легком повороте к Ней, голова немного откинута назад. Правая рука Младенца вытянута вперед к руке Богоматери с благословляющим двуперстно жестом, в левой Он держит свиток, вертикально опирающийся на колено. Положение рук Богоматери, повторяющиеся параллельно полукруглые складки Ее мафория зрительно создают некое вместилище — подобие трона для Младенца Христа, что соответствует визант. богословским и поэтическим представлениям об образе Богоматери — храме, вместилище Невместимого и получает отражение во многих памятниках византийского искусства XI-XII вв. Своеобразна манера написания ликов, с крупными, массивными чертами, широко раскрытыми миндалевидными глазами; взгляд устремлен вперед, выражение ликов сосредоточенное. Значимой иконографической деталью является изображение на лике Богоматери раны, из которой сочится кровь, что соответствует тексту никейской редакции Сказания об иконе.
В начале XVI в. икона была украшена чеканным серебряным золоченым окладом грузинской работы, оставляющим открытыми только лики Богоматери и Младенца. По-видимому, оклад довольно точно воспроизводит иконографию древнего образа, однако на полях дополнен чеканными изображениями полуфигур 12 апостолов, на нижнем поле — вкладная надпись на груз. языке: «Царица, Мать человеколюбивого Бога, Пренепорочная Дева Мария, помилуй душу моего господина, великого Кайхосроя Кваркварашвили [Кайхосро, атабаг Самцхе-Саатабаго, сын атабага Кваркваре], а я, раб Твой и лишенный всяких сил, достойный сожаления, Амвросий, благодарю Тебя, который удостоил меня оковать это и украсить святой образ Твоей Портаитиссы. Прими в жертву от меня, грешного, эту малую мою дерзость и сохрани остаток моей жизни без греха. И в час исхода жалкой души моей помоги мне, рассей все списки моих грехов. И поставь меня, грешного, у престола Сына и Бога Твоего и безначального Святого Отца Его и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь» (перевод Н. Я. Марра).