Читаем Евангелие: «…кто постыдится Меня и Моих слов»

  

Евангелие от Марка, Глава 8, стихи 34-38, Глава 9, стихи 1

34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.

36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

37 Или какой выкуп даст человек за душу свою?

38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

Евангелие от Марка, Глава 9

01 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

Комментирует священник Антоний Борисов

К роману-трилогии Джона Толкина Властелин колец можно относиться по-разному. Кто-то им, безусловно, восхищается. Для кого-то Властелин колец — опасная сказка, способная с лёгкостью увести человека в мир фантазий. Увести безвозвратно. Сам писатель видел подобные примеры и признавал, что далеко не все читатели смогли понять его замысел. А замысел этот был таковым — рассказать уставшим от нравоучений и морализаторства современникам о вечных христианских истинах. Рассказать при помощи необычной для середины ХХ века формы — сказки.

Персонажи Толкина становятся участниками борьбы добра и зла, которая идет не только и не столько на полях сражений, но и внутри них самих. Каждый из положительных героев оказывается перед искушением перейти на тёмную сторону, использовать для достижения глобальных целей насилие и принуждение. Согласитесь, при таком раскладе победа над злом даётся не легко. И может быть достигнута, по мнению Толкина, только сообща — благодаря помощи и поддержке верных друзей. Так Сэм, например, спасает Фродо, готового уже поддаться искушению и сделать зловещее кольцо всевластья своим. Дружба — одна из основных тем «Властелина колец». Сам Толкин очень дорожил своими друзьями, видя в них не просто приятных собеседников и единомышленников, но, прежде всего, людей, через которых к нему может обратиться Сам Бог.

В сегодняшнем чтении из Евангелия от Марка речь также идёт о дружбе — по-настоящему крепкой дружбе, которая сильнее страха, живёт благодаря храбрости и искренней взаимопомощи. Христос, испытав верность апостолов, начинает открыто говорить им о Своей участи. Иисус предрекает ученикам, что в неминуемом будущем Его ждёт крест. Не в метафорическом плане, конечно. Слова Спасителя следует понимать предельно конкретно. Христос ожидает, что уже совсем скоро Его признают разбойником, бунтовщиком. И казнью за подобное преступление против империи станет распятие на кресте — традиционный для того времени способ расправы над инакомыслием. Слова Спасителя ужасают апостолов, но они уже привыкли к тому, что Христос никогда не пытался их подкупить или обмануть.

Итак, ученики понимают, что следовать за Иисусом опасно. Опасно для репутации, здоровья и жизни. Но иного пути для себя они уже не видят. Для апостолов следование за Христом — смысл их существования. Дружба со Спасителем (а Иисус часто называл учеников друзьями) оказывается дороже земных благ. Сбываются в полной мере слова пророка Давида, которые Христос цитирует: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» Предательство Христа оборачивается для учеников не уроном для Него, а предательством самих себя. Спаситель не удерживает апостолов рядом с Собой. Но Он беззаветно доверяется им, как доверяются друзьям. Доверяется Он и нам, предлагая ровно тот же выбор — быть ли рядом с Ним до конца или уйти, усугубив абсурдность жизни.

Спаситель по-прежнему кротко напоминает, что земной путь любого человека однажды закончится. И главным, в конечном счете, станет лишь одно обстоятельство — итогом чего будет наша смерть и кому была посвящена наша жизнь.

По материалам radiovera.ru