Евангелие от Луки, Глава 19, стихи 1-10
01 Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.
02 И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,
03 искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,
04 и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.
05 Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.
06 И он поспешно сошел и принял Его с радостью.
07 И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;
08 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.
09 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,
10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
Комментирует священник Стефан Домусчи:
В сегодняшнем чтении мы слышали историю о человеке по имени Закхей. Он жил в городе Иерихон и был в нем крупным чиновником, начальником мытарей, то есть тех, кто собирал налоги. Своей государственности у иудеев в то время не было и налоги собирались в пользу римских захватчиков. То есть без лишних слов понятно, что отношение к мытарям было плохим, а уж к старшим мытарям и подавно. Конечно, они не обходились без друзей, как любые люди в подобном положении, но в народе считались грешниками и никаким уважением не пользовались.
Но что такое народные оценки? Люди редко входят в тонкости чужой души, проще разделить на хороших и плохих. Причем когда дело касается тебя, хочется чтобы учтены были все условия, но если речь о другом: зачем церемониться, грешник он и есть грешник.
Однако сегодняшнее чтение призывает нас посмотреть на тех, кого все считают грешниками с другой точки зрения. Закхей был богат, у него, как кажется, все было… И поэтому легко решить, что вот он такой примитивный хапуга, который только и думает как бы кого обобрать… Но оказывается, что еще у него был интерес к религиозным вопросам. Это было чувство такой силы, что он не постеснялся влезть на дерево, мимо которого Иисус, должен был проходить.
Влезая на это дерево он не считается ни со своей должностью, ни с тем, как отнесутся к его поступку люди… Он, как написано, ищет видеть Иисуса… А может быть он ищет чего-то большего? Может быть, именно поэтому ему уже все равно, как на него посмотрят, что ему так душно от той атмосферы, которая царит в его доме и в его жизни… Может быть, поднимаясь на это дерево, он будто бы выбирается из ямы?
Христос видит его и говорит: «Скорее спускайся, ведь сегодня я должен быть у тебя в доме». И тот принимает Его с радостью.
Так что получается? Кто же кого искал увидеть? Закхей Христа, или Христос Закхея? Грешник Бога, который освободит его или Бог грешника, чтобы это сделать?
И вот мы видим цену общественного мнения. Оно не прощает ошибок, хотя каждый в отдельности очень хотел бы, чтобы ему его грехи простили. Потрясающе звучит это слово «все». «Все начали роптать, ведь он зашел к грешнику». Кем же были они? Праведниками? Вряд ли? Грешниками, только другого масштаба… Хотя что для Бога наш масштаб? Какая Ему разница каков размер греха, если каждый из нас Его сын и каждый из нас Ему бесконечно дорог?
Мы часто не хотим видеть в человеке глубину, нам легче судить о нем просто, вынося о нем тот или иной вердикт. Но, может быть, именно потому и отозвалось сердце Закхея, что он наконец увидел не осуждающие глаза соседей, но взгляд того, кто не осуждает, н может простить и исцелить… Может, помимо всех болезней души, увидеть в ней то, что стоит спасения.
Но разве нам самим не бывает душно от того, как мы живем? Разве не ждем мы того, что Христос будет проходить мимо и освободит нас из нашего плена? И если это так, стоит понять, что эта тяга к новой жизни есть и других людях… В каждом. И в свое время Бог приходит в жизнь каждого, чтобы его спасти.
По материалам radiovera.ru