Читаем Евангелие

  

Евангелие от Луки, Глава 17, стихи 12-19:

12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали

13 и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.

14 Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.

15 Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,

16 и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?

18 как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?

19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

Комментарии священника Дмитрия Барицкого:

В мировой классической литературе раз за разом мы встречаем одну примечательную закономерность. Конечные почести получает тот, кто считает себя недостойным этого. И, наоборот, тот, кто уверен в своем праве обладать сокровищем, не получает ничего. Эта закономерность находится в основе множества сюжетов. Взять хотя б наши сказки: расчетливые, хитрые и самонадеянные старшие братья остаются ни с чем, а младший Иванушка, который и не рассчитывал ни на что, неожиданно в итоге получает все. Именно эта закономерность — ключ к пониманию только что прозвучавшего Евангельского отрывка.

Проказа — страшная болезнь. В древности от нее не было лекарств. Заразившийся становился изгоем. Закон запрещал ему подходить к здоровым людям менее, чем на 45 метров. Поэтому больные жили в изоляции. Они собирались группами и бродили в окрестностях городов, прося милостыню. Группа таких смертников и встретилась Христу. Тот факт, что Христос посылает прокаженных к священнику — свидетельство о том, что Он собирается их исцелить. Дело в том, что проказа была серьезным препятствием для участия в богослужении. А потому именно священник должен был осмотреть человека в том случае, если он заболевал или, наоборот, выздоравливал, и принять решение, может ли он входить в контакт с другими людьми и жить полноценной религиозной жизнью. Этот закон был общим как для иудеев, так и для их заклятых врагов самарян. А потому все десять с надеждой пошли к священнику и по дороге увидели, что они чисты от смертельной болезни. А дальше происходит интересная вещь: исцеленные евреи поспешили исполнить закон. Прийти в храм и пройти очистительные ритуалы. Самарянин также должен был поспешить к себе в храм и совершить аналогичные обряды. Но вместо этого он возвращается поблагодарить Христа. Почему?

Безусловно, исцеленные евреи, коль они обратились ко Христу, признавали в Нем великого пророка, а может даже и Мессию. Они знали о тех чудесах, которые творил Спаситель. И они рассчитывали на чудо, как дети Авраама, как единоплеменники Христа. А потому и свое исцеление они восприняли как должное. Это закономерный результат их принадлежности иудейской нации. Поэтому, уже получив исцеление, они спешат выполнить ритуал. Сам Бог остается для них далекой силой. Поэтому ничего не было бы удивительного в том, что кто-то из них позже кричал бы вместе с толпой «распни, распни его».

Все иначе с самрянином. Исцеление для него верх неожиданности. Ведь для евреев он был скверной. Ему было не на что надеяться. Кто знает, что на уме у этого еврейского чудотворца? Произошедшее так его поразило, что он, забыв про всякие очистительные обряды, спешит вернуться и поблагодарить Христа. И в результате обретает Истину. Встречает Бога не в виде ритуального закона, как далекую абстрактную силу, а лицом к лицу.

Урок очень важный. Бога нельзя воспринимать как должное, нечто, что приходит к нам автоматически через церковный ритуал и таинства просто в силу того, что мы принадлежим церковной традиции. Подобное умонастроение — тонкая разновидность гордыни. Может быть поэтому многие из нас проводя большое количество времени в Церкви не могут испытать на себе силу Царства? Все это потому, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Ведь только смиренный способен заглянуть Ему в лицо.

По материалам radiovera.ru