Евангелие от Матфея, Глава 7, стихи 21-23
21 Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?
23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи:
В сегодняшнем чтении Христос продолжает предостерегать своих учеников от лжепророков, лжеавторитетов, которые приходят как волки в овечьей шкуре, желающие погубить как можно больше людей. Думаю, многие видели изображение волка в овечьей шкуре. Обычно художники изображают под шкурой овцы хищный волчий оскал, так чтобы смотрящему было понятно, что волк остался волком и только внешне прикрылся обличием овцы.
Однако, слова Христа, которые мы слышим в сегодняшнем чтении говорят совершенно о другом.
Первое выражение, как кажется говорит именно о людях двуличных. Внешне любой из нас может читать молитвы и быть набожным и благочестивым. Причем двойное повторение слова Господь может говорить даже о нарочитой внешней молитвенности… Но Христос не видит в этом внешнем никакой ценности, если человек при этом не исполняет волю Божию.
В чем же она?
Очень многие люди стремятся к тому, чтобы узнать волю Божию о себе. Едут в далекие обители, ищут особенных духовных священников. Хотя на самом деле, Бог, как говорит апостол, не далеко от каждого из нас, и воля Его для каждого из нас изложена в Евангелии. И она не в каком-то особенном, специальном, только для тебя существующем тайном пути, но в самых простых вещах, которые мы можем делать каждый на своем месте.
Если же задуматься над тем, что Христос говорит в дальнейшем становится понятно, что дело не в сознательной хитрости этих людей. Это было бы проще всего…
Но судя по словам, людей которые подойдут ко Христу на суде, они были уверены, что у них-то все точно будет хорошо. Ведь они прекрасно умели говорить от имени Христа, более того, они даже изгоняли Его именем бесов и творили иные чудеса. Сегодня для людей подобные признаки — это чуть ли ни гарантия святости человека! Ведь через него явлены такие силы, он и бесов изгоняет и исцеляет и пророчествует… Но апостол Павел не случайно написал: если я имею дар пророчества и веру, так что и горы переставлять могу, но любви не имею, то я ничто и нет мне в этом никакой пользы.
Христос ответит таким людям, что Он никогда не знал их. Но что же это может значить? И как это может быть?
Христос, как Бог знает всех людей. Это совершенно очевидно. Но в библейском языке, есть разные слова, обозначающие знание. Можно знать теоретически и можно знать опытно. В нашем языке мы отмечает это значение уточнением, говоря «знаю лично», то есть имею личное контакт. Так вот в отличие от заочного теоретического знания, личный контакт Бога с человеком может быть только взаимным. Бог всегда к нему стремится, как говорит Христос «вот стою у дверей сердца и стучу, и кто мне откроет к тому войду». И если Христос говорит кому-то «я никогда не знал вас» — это означает лишь одно: подлинной встречи со Христом эти люди не захотели пережить сами… Если не пережили подлинной встречи, значит и не узнали подлинной добродетели, подлинного закона. В таком случае, какие бы внешние формы они не соблюдали, они оставались беззаконниками, как и говорит Христос.
Но почему же, они могли творить чудеса, если не были в подлинном общении со Христом? Да потому что верующие люди, которые к ним обращались доверяли Богу и Он действовал несмотря ни на что…
Иными словами, о чем же сегодняшнее чтение? В первую очередь о том, что самым страшным духовным состоянием для человека оказывается его внутренняя успокоенность, уверенность, что он правильно понял Бога и Он уже с ним. Обратное состояние недоверия Богу так же неверно, но речь не о том, чтобы доводить себя до невроза сомнениями, а о том, чтобы быть начеку, чтобы не затуманивать свою совесть мнимыми внешними подвигами… Всегда быть ищущим Христа на пути исполнения Его заповедей.