Читаем Евангелие

  

Евангелие от Матфея, Глава 21, стихи 12-14,17-20

12 И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей,

13 и говорил им: написано,- дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.

14 И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их.

17 И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь.

18 Поутру же, возвращаясь в город, взалкал;

19 и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.

20 Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?

Комментирует протоиерей Павле Великанов

Сегодня мы слышали рассказ евангелиста Матфея о событиях, которые последовали за торжественным Входом Господа в Иерусалим. По логике тех, кто стояли с пальмовыми ветвями, встречая грядущего на воцарение Мессию, Он должен был в первую очередь пойти в главную святыню иудеев — Иерусалимский храм, где и объявить о начале мессианской эры. И, действительно, Иисус отправляется в храм — но тут происходит нечто совершенно из ряда вон выходящее. Он опрокидывает столы, за которыми обменивали деньги, переворачивает скамьи торговцев жертвенными животными. Одним словом, учиняет разгром — и не где-то на базаре, а внутри главной святыни! Что это за — как сегодня сказали бы — перформанс? Кому он адресован? И, главное — какой здесь смысл, что хочет сказать такими неординарными действиями Христос?

Для окружающих такой поступок напоминал действия пророков — и к этому же побуждает Сам Иисус, отсылая к словам пророка Исайи о Храме. Пророк говорит от имени Самого Бога касательно иноплеменников: » 7Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их [будут] благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов. Опрокидывая столы, Спаситель совершает грозное символическое действие — во многом похожее на действия другого пророка — Иеремии — незадолго до падения и разорения Иерусалима. Этот пророк произнёс страшные предсказания и на глазах у всех разбил вдребезги глиняный кувшин — показывая тем самым, что произойдёт с этим внешне неприступным городом.

Переворачивая скамьи и столы, Иисус разрушает мнимую правильность происходящего. Ведь все давным-давно привыкли, что происходит во дворе храма, и то, что туда не допускались иноземцы, уже никого не смущало. Служба идёт, жертвы приносятся, народа полным-полно — внешне всё выглядит благопристойно и священно. И никому даже в голову не приходит мысль о том, что вся эта устойчивость и благообразность — всего лишь мнимость, которая быстро может исчезнуть. Иудеи уверены, что их богооизбранничество — уже само по себе гарант того, что ничего плохого в святом граде произойти не может по определению. Именно этой фанатичной верой объясняется огромное число жертв во время осады Иерусалима: они до последнего не хотели поверить, что Бог не станет защищать Свой народ. Что их отношения, казавшиеся незыблемыми, окончательно разрушены.

У каждого из нас бывают ситуации, когда в жизни начинаются неприятные перемены, словно Некто и правда переворачивает всё вверх дном. Да, это кризис. Да, это может быть очень болезненно. Но в этом и заключается сила веры, что мы не бросаемся тотчас наводить былой привычный порядок — а прежде всего устремляемся ко Христу с вопросом: Господи, что не так? Где мы ошиблись и совершили грех? Где мы недоработали? И если бы такой была реакция окруживших Иисуса иудеев — не сомневаюсь, Иерусалим избежал бы своей трагической участи!

По материалам radiovera.ru