Евангелие от Матфея, Глава 14, стихи 14-22:
14 И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их.
15 Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.
16 Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.
17 Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.
18 Он сказал: принесите их Мне сюда.
19 И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.
20 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных;
21 а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.
22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.
Комментирует протоиерей Павел Великанов
Когда мы слышим евангельское повествование о чудесном насыщении пяти тысячной толпы пятью хлебами и двумя рыбками, наше внимание оказывается прикованным прежде всего к самому событию. Как можно таким малым количеством пищи накормить огромную толпу? Но в Евангелии нет ничего случайного — и мне хотелось бы обратить внимание не на сам факт чудесного умножения хлебов, а на то, как это происходило.
Итак, многотысячная толпа окружает Иисуса уже не первый день. Они внемлют его поучениям, у каждого есть какая-то своя причина оставаться здесь — даже если изначально это не планировалось. В какой-то момент ученикам становится очевидно, что собравшиеся уже сильно изголодались. Здесь надо понять, что понятие «голод» для жителей Палестины времен Христа и наше представление о «голоде» — весьма разнятся. Это мы сегодня, имеющие в доступности разнообразие продуктов, говорим, что мы голодны — лишь только появятся первые признаки аппетита. Но для окружавших Христа быть голодными бОльшую часть времени было нормальным: в целом люди ели гораздо меньше, нежели чем сегодня. Само понятие «поста», к слову, предполагало не воздержание от мясо-молочных продуктов, а полное невкушение чего бы то ни было, включая даже воду — продукт жизненной необходимости в жаркой Иудее.
Поэтому слова апостолов о том, что надо бы народ отпустить в соседние деревни, чтобы они хотя бы что-то нашли поесть, — это слова о ситуации, которая быстро становилась критической. Ученики видят проблему, и — внимание! — перекладывают её решение на плечи Учителя. Нет, конечно же, они предлагают и разумный с их точки зрения вариант: отправить людей позаботиться о себе самостоятельно. И всё это при том, что уже смеркается — значит, скоро наступит ночь, дома будут закрыты, и даже если кто-то доберётся до близлежащего селения, всё равно пищу не найдёт. Ученики достаточно разумны, чтобы это понимать — но, с другой стороны, они ведь должны хоть что-то сделать! Да, это не забота — а лишь видимость заботы о нуждах людей с вполне предсказуемым результатом — но для учеников важно сделать хотя бы это.
И теперь представим состояние апостолов, когда в ответ они слышат слова Христа: не надо никуда их отправлять: вы дайте им есть! То есть, они слышат от своего учителя заранее невыполнимое указание — и тотчас доносят до Иисуса всю абсурдность Его распоряжения: это же невозможно, у нас всего пять хлебов и две рыбины — которых нам-то самим не хватит, чтобы насытиться!
И вот здесь, в этой ситуации острого кризиса, когда куда ни повернись — всюду тупик, включается в дело Сам Иисус. Он говорит: принесите их Мне сюда — и рассадите народ. Это — апогей ситуации. Обьективно: две рыбины и толпы уставших голодных людей, которые не понимают, зачем их заставляют рассаживаться — когда все понимают, что еды нет. Не знаю, о чем думали апостолы, когда раздавали хлебы — но главное не это, а то, что они начали раздавать. А вот вопросы — хватит ли на всех, или нет — они своей верой оставили Учителю.
Евангелие сегодня показывает нам очень важный в жизни пример. Когда совершенно непонятно, что делать в кризисной ситуации — надо последовать примеру апостолов: передать проблему в руки Христу — и просто начать делать то, что будет очевидным. А с остальным — доверимся Ему, и наш Бог Сам поможет и подскажет. Сделает то, что ни с какой человеческой логикой согласовываться не будет!
По материалам radiovera.ru