Читаем Евангелие

  

Евангелие от Матфея, Глава 13, стихи 31-36

31 Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем,

32 которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.

33 Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.

34 Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им,

35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.

36 Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. || И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий:

Что такое Царство Божие, какое оно? В первую очередь речь идет о духовной реальности, а потому представить его себе крайне сложно. По этой причине Христос зачастую говорит о нем при помощи образов. Вот и сегодня Он сравнил его с горчичным зерном и закваской. Что Господь хотел этим сказать?

Несмотря на то, что оба предмета имеют маленький размер и кажутся незначительными, результат их активности поражает: из горчичного зернышка вырастает дерево от двух до двух с половиной метров высотой; а кусочек закваски квасит любой объем теста. Именно так, незаметно, развивается в человеке Царство Божие. Оно западает в его сердце в виде случайно услышанного слова, ситуации, образа, незаметно прорастает, развивается и со временем подобно пламени охватывает все человеческое существо.

Однако не только на это указывают образы притчи. Чудесное изменение зерна в дерево, а закваски в тесто очень напоминает процесс умирания. Если зерно не умрет, не распадется на части, оно не принесет плода. То же можно сказать и о закваске, ведь брожение – это также процесс гниения, разложения. Другими словами, и в первом и во втором случае речь идет о какой-то существенной трансформации. Пламя Царства Божия, которое постепенно развивается в человеке, в итоге кардинально изменяет, преображает его. В нем сгорает все ветхое, ненужное, бренное.

Это выводит нас еще на одну мысль. Процесс прорастания в человеческом сердце Царства Божия не такой уж и безболезненный. Преображение и трансформация, есть ни что иное, как умирание человека для прежней жизни, отказ от страстей, борьба с самим собой. Ведь очень часто дурные наклонности и привычки становятся для нас такими родными, так срастаются с нашим существом, что воспринимаются уже не как нечто инородное, а всего лишь как черты характера, продолжения моего я. Отказаться от них – порой все равно, что потерять часть тела. А потому эта процедура перерождения далеко не из приятных. И зачастую явно доставляет духовные, душевные и даже физические страдания.

И все же, несмотря на эти трудности, Господь призывает нас встать на этот путь. Ведь в противном случае мы так и останемся никому не нужным маленьким зернышком и бесполезным комком бесформенного теста. Лишь путь исполнения христианских заповедей, путь изменения, способен сделать нас подобными ветвистому дереву, которое покрывает любовью и милостью своих ближних; подобными свежему хлебу, который радует окружающих чудесным ароматам и неповторимым вкусом.

Комментирует протоиерей Павел Великанов:

Сегодня нам предлагается поразмышлять над двумя евангельскими притчами – о горчичном зерне и о закваске. Эти притчи – при том, что, казалось бы, говорят о разных предметах, по сути утверждают одно и то же: Царство Божие начинается с самого малого, почти незаметного – но уже не останавливается никогда. Из самого малого вырастает великое: из мелкого семени – целое дерево, небольшая закваска переквашивает такой объем теста, что из него можно испечь хлебов на сто человек – именно столько соответствует указанным в притче «трем мерам муки».

Сравнение Царства Бога с закваской не могло не шокировать слушателей: для иудеев закваска была символом распада, разложения – поэтому одним из условий празднования Пасхи было нахождение и уничтожение всего квасного в доме, а праздничный хлеб – опресноки – принципиально делался без дрожжей. И для евреев, уходящих из египетского рабства, этот запрет имел глубокий смысл: они должны были оставить свои привязанности к египетской земле, им предстоит еще целых сорок лет бродить по пустыне, чтобы снова найти самих себя, чтобы преодолеть тягу к египетским обычаям, вкусной пище, чужим традициям. Безквасность – символ чистоты, открытости, незаполненности – абсолютного условия, только при котором Сам Бог может начать наполнять избранный народ Своим содержанием. Ведь закваска передавалась из поколения в поколение: оставляя неиспечённым небольшой кусочек вскисшего теста, хозяйка тем самым обеспечивала преемственность поколений, из рода в род передавался этот хлеб, который в разных семьях был своего, отличительного вкуса. Но Бог решительно пресекает эту традицию: слишком много налипло к этой закваске чужеродного, греховного – и в прямом, и в переносном смысле. В Землю Обетованную евреи должны войти чистыми, незаражёнными языческими традициями египтян.

Новый Вождь народа – Христос, Мессия – говоря о новой закваске, подразумевает Себя – Нового Адама, Который для того и приходит на землю, рождается от Девы, умирает на Кресте и воскресает – чтобы переквасить, преобразить весь мир. В мировых масштабах земная жизнь Иисуса – всего лишь маленький, тридцатитрехлетний фрагмент – но достаточно посмотреть на религиозную карту мира, чтобы понять: Он действительно переквасил всё лицо земли – и этот процесс продолжается по сей день!

В истории христианства есть немало примеров, как один человек может произвести огромные перемены в обществе – при том, что у него нет никаких политических или административных рычагов. Яркое подтверждение этому – житие преподобномученика Телемаха, память которого празднуется в Православной Церкви 31 августа. Этот подвижник жил в конце IV-го века в Римской империи. Однажды он оказался на Рождество в Риме – когда в Колизее проходили гладиаторские бои. Святой был шокирован тем, что зрители – христиане – получают удовольствие от того, как гладиаторы жестоко убивают друг друга на арене. Святой выскочил и встал между сражающимися. Сколько его ни отталкивали – он продолжал препятствовать продолжению боя – чем вызвал ярость разгорячённой толпы. Когда его бездыханное тело рухнуло на землю от брошенных в него камней – на трибунах воцарилась мёртвая тишина. Узнав о том, что произошло на стадионе, император Гонорий был настолько впечатлён случившимся, что запретил гладиаторские бои – и больше на землю Колизея человеческая кровь не проливалась.

Как важно помнить о сегодняшних притчах, особенно когда мы начинаем унывать от собственного бессилия что-то изменить к лучшему в окружающем нас мире! Не надо пытаться что-то сделать в других, навязать свои представления – надо всего лишь самим быть крепкой закваской – и тогда всё, что будет касаться нас, не сможет оставаться прежним!

По материалам radiovera.ru