Читаем Евангелие: притча о блудном сыне

  

Евангелие от Луки, Глава 15, стихи 11-32:

11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына;

12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.

13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;

15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;

16 и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;

18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою

19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.

21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.

22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;

23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!

24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;

26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?

27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.

28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.

29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;

30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,

32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий:

В библейском рассказе о грехопадении Адама и Евы есть примечательный эпизод, из которого мы узнаем нечто важное о том, что есть грех. После того, как прародители нарушили заповедь Бога, они обратили внимание на наготу друг друга и сделали себе одежды. Деталь весьма примечательная. Былое единство пропало. Люди стали воспринимать друг друга как посторонних. Более того, теперь посторонним для них стал Бог. Вместо любящего отца они увидели в Нем грозного судию. Поэтому, почувствовав Его приближение, они прячутся. И чем дальше в историю, тем это желание закрыться от внешнего мира, друг от друга, от Бога становится все сильнее. Итак, суть греха — обособление, закрытость. Как говорил один современный мыслитель, ад — место, где все стоят друг ко другу спиной.

Именно об этом нам рассказывает сегодняшняя причта. Нет ничего плохого в том, чтобы какое-то время побыть одному. Порой это и просто необходимо. Но не в случае с блудным сыном. Тяжесть и подлость его проступка заключался в том, что он покидает отца прежде его смерти. Хотя по закону именно он, а не его старший брат, должен был обеспечить старость родителя. Он же, забрав свою долю наследства, словно поворачивается к нему спиной, навсегда вычеркивает из своей жизни. Итог закономерен — одиночество и тоска пустоты. Это состояние и называет притча «дальней страной». Ничего кроме горечи там человек испытать не может. Но парадоксальным образом, именно этот опыт обособления и рождает в его душе тоску по дому. Поэтому и спешит блудный сын к отцу с такой поспешностью, несмотря на риск быть с позором отверженным. Видимо, поэтому же и не может принять его старший брат. Несмотря на то, что внешне он безупречен, ему недостает той мудрости и опыта, которую приобрел блудный сын, пройдя через падение и покаяние. Потому он совершает схожую ошибку: поворачивается к брату спиной и в обиде закрывается от отца.

Все это может привести нас к важным выводам. Святость — это не всегда нравственная безупречность и отсутствие опыта падения. Порой тем, кто ее достиг, пришлось изрядно поскитаться и даже поесть из одной миски со свиньями как блудному сыну. А потому их святость — это результат того, что они оказались способны вернуться из «далекой страны» домой, вновь открыться Богу. Именно благодаря этому опыту они научились снисходить к ближним. Замечательно по этому поводу в свое время написал И.С. Тургенев: «очень поздно в жизни — и только после многих опытов — научается человек, при виде действительного падения или слабости собрата, сочувствовать ему и помогать ему без тайного самоуслаждения собственною добродетелью и силой, а, напротив, со всяческим смирением и пониманием… почти неизбежности вины!»

Поэтому и мы не будем унывать, когда по своей собственной вине оказываемся в добровольном изгнании. Если всякий раз мы будем находить в себе силы встать и с покаянием вернуться домой, любящий отец с радостью примет нас в свои объятия. А тот отрицательный опыт, который мы получили во время своих странствований, удивительным образом послужит на пользу нашей душе.

По материалам radiovera.ru