Евангелие от Луки, Глава 18, стихи 10-14:
10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
Притча о мытаре и фарисее — одна из «сквозных» евангельских притч. И дело здесь вовсе не в самодовольстве праведника и обнажённой мольбе откровенного грешника. Это всего лишь яркая картинка для иллюстрации чего-то куда более значимого — о чём в своих посланиях неоднократно будут говорить апостолы, снова и снова вкладывая в головы слушателей эту идею. Что это за столь важное послание — которое и Церковь старается донести до нас в преддверии Великого Поста?
Самое удивительное, что в Евангелии не говорится о том, что Христос фарисея осудил. Но мытарь ушёл «более оправданным». Перед нами — две праведности: первая — фарисейская — «от Закона», вторая, мытарева — «по вере». С первой — всё более или менее понятно: не греши, исполняй требования закона, будь верным Божественным заповедям — и твоя надежда на спасение будет всегда с тобою! Более того: в какой-то момент ты даже получишь тонкое удовольствие от того, что ты — куда лучше окружающих тебя.
А вот со второй праведностью — которая «по вере» — всё куда сложнее. Ей, в отличие от первой, нечего предъявить Богу. Она может рассчитывать только на проявление Его милости — без каких бы то ни было гарантий. Точнее, достойное наказание за грехи — это да, вот уж где точно есть все гарантии заслуженно получить по делам. И когда с таким чётким пониманием человек не впадает в уныние, не озлобляется — а с воплем покаяния падает перед Богом, не превращаясь в жалкую жертву, не впуская в свои вены яд саможаления — но перенося всё своё внимание с себя — плохого, грешного, недостойного — на богатого в Своей милости Бога — внутри человека происходит какой-то удивительный качественный скачок. Между человеком и Богом «проскакивает искра» — и начинается общение вопреки всем внешним, формальным условиям. Ты и глаз своих к небу поднять не смеешь — а Оно само с тобой начинает говорить! Даже самый заскорузлый грешник вдруг осознаёт самим нутром: Да, я достоин наказания и погибели — но мой Бог всё ещё в меня верит! Он знает, что где-то там, на глубине души, тлеет огонёк жизни, отблеск Его Божественного Духа! И всё, что приносит мне жизнь — это не Его страшная месть, не Его достойное наказание, не свидетельство Богооставленности — это лишь настойчивые Его, любящего Отца, попытки раздуть в глубине колодца моей души затерявшийся — но всё ещё тлеющий уголёк! И пусть невиданной силы смерч неприятностей врывается внутрь, пусть накатывают цунами проблем, пусть они поднимают из самых недр спрессовавшуюся грязь души, выбрасывают её на поверхность — всё это одна большая генеральная уборка, без которой сквозь немытые покаянием окна души никогда не пробьётся животворящий луч Божественного Света!
По материалам radiovera.ru