Читаем Евангелие: «как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне»

  

Евангелие от Матфея, Глава 25, стихи 31-46

31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,

32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;

33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.

34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:

35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;

36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?

38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?

39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:

42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;

43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?

45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист:

За неделю до начала Великого поста Церковь предлагает нам поразмышлять на очень важную тему, которую задает нынешний евангельский отрывок. Но помимо этой темы, важна еще и другая: почему именно об этом мы должны думать в преддверии Великого поста? Евангельский посыл очевиден без каких-либо дополнительных комментариев: деятельное милосердие является если не гарантом, то, как минимум, весомой надеждой на спасение, на, как говорит Сам Христос, жизнь вечную. Но причем тут Великий пост? Здесь самое время подумать о цели любого поста. Вообще, у поста очень много самых разных граней и, как следствие, целей. К примеру, одна из целей состоит в том, чтобы через ограничение в пище и в развлечениях человек смог стать более сосредоточенным в молитве. В какой степени удается реализовать эту цель на практике — другой вопрос, но факт остается фактом: если минимизировать весь тот шум, который наполняет нашу жизнь, к примеру, социальные сети, то времени станет ощутимо больше. Предполагается, что это освободившееся время должно быть посвящено богообщению.

У поста есть и дисциплинарное значение: через частичное ограничение видимой свободы он должен помочь прийти к истинной свободе, к тому, чтобы мы поступали не во вред, а на пользу себе, о пользе же в полной мере может судить лишь Бог, соответственно, настоящая свобода и благо заключаются в том, чтобы исполнять не свою волю, а волю Бога. Иными словами, пост нужен ровно для того же, для чего нужны традиционные педагогические практики: он учит сознательно избирать благо. Причем, делать это всегда, в любой ситуации и вне зависимости от давления внешних факторов.

Есть у поста, конечно, и другие стороны. Но этих двух — упражнения в свободе и богообщения — должно хватить для того, чтобы прийти к милосердию там, где его раньше не вполне хватало. Сегодняшние евангельские слова — это еще и некий камертон, который нам очень пригодится в ближайшие недели: если пост не приводит к милосердию, то что-то не так с этим постом, где-то вкралась ошибка, которую необходимо исправить.

По материалам radiovera.ru