История пребывания на клинской земле частицы одной из величайших святынь христианства – Ризы Господней – началась в 1825 году, когда прихожане деревянной Преображенской церкви с. Селинского со своим священником Иоакимом Петровым обратились в консисторию за разрешением на строительство нового каменного храма.
В сохранившейся доныне храмозданной грамоте, подписанной великим святителем Российской Церкви святым митрополитом Филаретом (Дроздовым) упоминается, что новый храм будет строиться на средства самих прихожан, которые, в большинстве своем, были простыми крестьянами. Предание сохранило имена двух женщин: Марии Дмитриевны Масловой и Александры Степановны Мордвиновой, которые употребили свои имения на эту постройку. Судя по тому, что погребены они были у алтаря главного храма, с южной его стороны, они действительно были благотворительницами нового храма.
Но, несмотря ни на что, денег на затеянную грандиозную стройку не хватило. И тогда, как повествует все то же предание, прихожане были вынуждены вновь обратиться к своему правящему архиерею – святителю Филарету, – но на сей раз уже не за благословением, а за помощью. Не желая оставить просителей без помощи, он распорядился из сокровищницы Успенского собора Московского Кремля отделить частицу Ризы Господней, которую и вручил просителям со словами: «Отныне не вы сами своими немощными силами будете заботиться о построении храма, но Сам Господь наш Иисус Христос Своей всемощной и вседеятельной благодатию будет укреплять вас в сем благом деле и подвизать сердца доброхотных жертвователей к жертвенному участию в нем». Частица святой Ризы была помещена в серебряный ковчежец овальной формы, по размеру схожий с архиерейской панагией, который в свою очередь был вставлен в специально для этого написанную икону, и с этой святыней храмоздатели, обходя города и веси, собирали пожертвования на строительство храма. С той поры судьба храма была неразрывно связана с судьбой хранимой им, а точнее хранящей его, святыни.
Более полутора веков Риза Господня была покровом и ограждением для Преображенского храма и всей округи. В годы безбожного лихолетья она сохранила храм от закрытия и разрушения. Господь посылал сюда добрых ревностных пастырей, которые самоотверженно хранили храм и его святыню, не давая угаснуть огоньку веры в человеческих сердцах. Хранителями святой Ризы Господней были почившие архимандрит Игнатий, иеромонах Пахомий, архимандрит Даниил, игумен Кирилл и ныне здравствующий иерей Виталий Торопцев.
Божиим попущением в 80-х годах храм был ограблен. Сквозь выпиленную решетку воры проникли в церковь и украли серебряный ковчег, в котором обычно находилась частица Ризы. Святыня уцелела лишь потому, что находилась в другой иконе.
Праздник в честь Положения Честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа стал еще одним престольным праздником храма и отмечался всегда с великим торжеством, привлекая в этот день множество паломников и богомольцев из окрестных городов и сел.
По материалам игумена Кирилла (Федотова),
почившего настоятеля храма Преображения Господня с. Селинское