Спорительница хлебов

  

Спорительница хлебов» – икона с необычной, неизвестной ранее христианскому миру, иконографией. Исполненная глубокого духовного содержания, икона изображает Божию Матерь над созревшей хлебной нивой, молящейся за русскую землю. Внизу на узкой полоске земли – хлебное поле, часть которого уже сжата в снопы, лежащие тут же, а часть еще колосится среди цветов и травы. А над ним распростерла Свои руки восседающая на легком облаке Матерь Божия. Взгляд Ее, обращенный прямо на нас, и милостивый, и одновременно строгий.

Икона была написана в 1890 году, который в Калужской губернии оказался голодным, по благословению святого Амвросия Оптинского. Старец установил празднование иконе 28 октября, после времени окончания жатвы и уборки урожая.

Замысел написания этой иконы возник у него в последние годы жизни. Будучи обеспокоен судьбой Шамординской женской обители, он молился Божией Матери о покровительстве и заступничестве. В основу эскиза, сделанного им лично, лёг пейзаж окрестностей Шамординского монастыря с парящим над ним образом Богоматери. По одной из версий в 1890 году старец Амвросий поручил написание иконы иеромонаху Даниилу, родному брату шамординской игуменьи Софии, который был известным академическим живописцем.

Иконописец изобразил Богоматерь, сидящую на облаках с распростёртыми руками, в привычном для себя академическом стиле живописи. Образ Богоматери был взят с иконы «Всех святых» из Богородично-Всехсвятского монастыря Орловской губернии.

Написанная икона, не будучи традиционной, оказалась близка тому образу, который представлялся старцу Амвросию. В Оптину Пустынь её доставила осенью 1890 года игуменья Илария, настоятельница Болховского женского монастыря, в котором икона писалась. Икону сразу же начали почитать как в Оптиной Пустыне, так и в Шамординском монастыре.

Списки с иконы посылались туда, где наблюдалась большая нужда. Икону стали почитать чудотворной после голодного 1891 года, когда Оптина Пустынь, Шамординский монастырь и прилегающие местности всё же смогли, несмотря на общее неблагополучие, получить хороший урожай. В 1892 году список с иконы отправили в Пятницкую общину Воронежской губернии, где наблюдались засуха и голод, и во время молитвы перед иконой начался дождь, что позволило получить урожай.

Запрещение от 1896 года Святейшего Синода почитать икону, прославленную старцем Амвросием, было связано с необычной иконографией и наименованием образа Божией Матери, а также с неоднозначным отношением духовных властей к личности старца Амвросия.

Однако, вопреки этому запрещению Св. Синода, изображения иконы «Спорительница хлебов» продолжали распространяться по России; с образа делались как живописные списки, так и литографии.

Любовь и доверие к старцу, безграничная вера в заступничество Богоматери сделали эту икону в России, стране преимущественно земледельческой, истинно народной.

Известный поэт Вячеслав Иванов посвятил иконе «Спорительница хлебов» одно из своих стихотворений из цикла «Песни смутного времени» 1917 года:

Есть в Оптиной Пустыни
Божия Матерь Спорительница.
По видению старца Амвросия
Написан образ Пречистой:
По краю земли дивное
Богатство нивное;
Владычица с неба
Глядит на простор колосистый;
Спорятся колосья
И множатся в поле снопы золотистого хлеба…
Тайные Церкви глубин святорусских Затворница,
Руси боримой со светлыми духи Поборница,
Щедрая Благотворительница,
Смут и кровей на родимой земли Умирительница,
Дай нам хлеба вскорости
Добрым людям спорости,
Матерь Божия Спорительница!

Публикация литографированной иконы, выполненной с живописного первообраза.

Ничего неизвестно о судьбе той келейной иконы, перед которой старец Амвросий возносил свои святые молитвы. В современных комментариях к работе о. Павла Флоренского «Иконостас»  упоминается устное сообщение епископа Уфимского Анатолия в январе 1988 года в Бергамо. В нем он указывает на то, что икона «Спорительница хлебов» находится в литовской деревне Михново под Вильнюсом. Вероятно, этот комментарий и послужил основанием для устойчивого мнения в православном интернет-пространстве, что это и есть келейная икона старца Амвросия. Так ли это? Действительно, в храме «Всех скорбящих Радость» в местечке Михново, в 30 километрах от Вильнюса (совр. Микнишкес, Шальчининкайского р-на), есть образ Божией Матери «Спорительница хлебов». Но ни история храма, ни иконография иконы, находящейся в нем, этого мнения не подтверждают. Несомненно, что эта не келейная икона старца Амвросия.

Икона из Михново

С течением времени иконография претерпевала изменения, каждый иконописец по-своему видел и хлебное поле, и небо. Яркий пример в этом разнообразии – икона из Скорбященского храма в Михново.

Икона, написанная в Шамордино за несколько лет до революции, передает предгрозовое ощущение на земле: темная свинцовая туча, нависшая над золотистым хлебным полем, темные деревья и совсем вдалеке чуть виден храм… и над всем этим – спокойный, благословляющий образ Матери Божией. Какое острое предчувствие грозы, которая пронесется над золотистой нивой! Вспомним, кто благословил строительство храма в Михново, а значит, и эту икону. Это был старец Нектарий, один из последних оптинских старцев. Своему духовному сыну, будущему священнику Василию Шустину, при последнем их свидании в 1917 году он сказал пророческие слова: «Тяжелое время наступает теперь.<>Наступает век молчания. <>Наступает время молитв».

Представленный ряд икон относится к иконографическому типу Молящаяся, по-греч. Оранта. В богословском толковании он представляет собой одну из ступеней спасения падшего человечества, а именно, моление о спасении каждого члена Церкви Христовой и привлечении в стены Церкви всех тех, до кого еще не дошло слово Божие.

Статья составлена с использованием материалов сайтов optina.ru и wikipedia.ru