Собор 70-ти апостолов: посланников и главных миссионеров

  

Память 70-ти апостолов Иисуса Христа, составивших второй после ближайших 12-ти, круг учеников Спасителя, Православная Церковь празднует 17 января.

Апостолы – ученики Иисуса Христа, которые были избраны Им для возвещения Благой Вести (Евангелия) и устроения Церкви. Самый близкий круг последователей Христа, состоял из 12 апостолов, чье призвание и следование за Господом во время Его земной жизни описано в Евангелиях. После предательства Иуды Искариота в число 12-ти на его место был избран Матфий (Деян. 1, 12-26). Также к апостолам причисляют и Павла. Его и Петра еще называют первоверховными апостолами.

Новый Завет говорит еще и о втором, более широком круге учеников Господа, числом в 70 человек, память которых Церковь празднует 17 января (Собор 70-ти апостолов). К нему, например, принадлежали евангелисты Марк и Лука. Таким образом, все евангелисты – Матфей, Марк, Лука и Иоанн – были апостолами.

Примечательно, что, в отличие от фарисеев и книжников, апостолы были простые люди – рыбаки, до своего призвания не отличавшиеся ученостью, богатством или еще чем-то таким, что могло бы послужить предметом похвалы в глазах других людей. Однако Дух дышит, где хочет, и именно им Бог доверил эту миссию – быть Его посланниками в деле основания Церкви на Земле. И насколько важным и значимым событием было избрание апостолов, показывает то, что их призванию предшествовала молитва Христа длиной в целую ночь к Отцу Небесному: «В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами» (Лк. 6, 12-13).

Так были избраны главные посланники, или – миссионеры Бога. Ведь ὁ ἀπόστολος (apostolos) по-древнегречески значит «посланник», «вестник». Это существительное образовано от древнегреческого глагола ἀποστέλλω (apostello), который на русский язык переводится как «посылать», «отсылать», «отправлять». А всем известное слово миссионер образовано от латинского глагола mittere с тем же значением – «посылать», «отправлять», «пускать».

При этом апостолы были посланы в мир отнюдь не для торжеств и почестей в свой адрес. Исполнившись Святым Духом, они основывали первые христианские общины и совершали чудеса. Но не почет и уважение получали они взамен от мира. Вот что о себе и своей миссии говорит апостол Павел: «Я… был в трудах… в ранах… в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2 Кор. 11, 23-27).
Но как они сами относились к претерпеваемым страданиям? Мы читаем в «Деяниях», что когда синедрион запретил апостолам проповедовать Христа, то они не устрашились властей земных и продолжали свою проповедь. Когда же за это они были схвачены и биты, то «пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса Христа удостоились принять бесчестие» (Деян. 5, 41).

В страдании Христа ради апостолы находили для себя высшую радость. Из 12 апостолов лишь один, Иоанн Богослов, умер своей смертью. Апостолы Петр, Андрей, Иаков Алфеев, Варфоломей, Филипп, Иуда, Матфий в разных частях мира претерпели мученические пытки и были распяты. Апостол Иаков Заведеев был казнен через отсечение головы. Апостола Матфея сожгли на костре в Египте. Апостол Фома в Индии во время пыток был пронзен пятью копьями. Апостол Симон Зилот на Черноморском побережье Кавказа, был заживо распилен пилой.

Вера семидесяти основывалась на любви к Богу. Именно поэтому они увидели в «странствующем философе из Назарета» то, что не видели многие современники. Они увидели в Нем Христа и Бога, ставшего человеком.

ИмяСсылка на Св. ПисаниеОбсто­я­тель­ства слу­же­нияОбсто­я­тель­ства кон­чи­ны
1Иаков брат Госпо­день по пло­тиГал.1:18-19Был пер­вым епи­ско­пом иеру­са­лим­ским по сви­де­тель­ству предания, избран­ный к это­му и посвя­щен­ный Самим Христом во вре­мя его зем­ной жиз­ни.Проповедуя Христа в Иеруса­ли­ме, апо­стол Иаков был сбро­шен иуде­я­ми с кры­ши хра­ма на землю, потом был побит кам­ня­ми и скон­чал­ся от уда­ра пали­цею по голо­ве.
2Апостол и еван­ге­лист Марк1Пет.5:13Написал свя­тое евангелие, под руко­вод­ством свя­то­го апо­сто­ла Петра. Тот же свя­той апо­стол Петр поста­вил Марка епи­ско­пом в город Алексан­дриюЗа про­по­ведь о Христе, идо­ло­по­клон­ни­ки, свя­зав­ши его, вла­чи­ли по кам­ням и били. В это время ему явился Господь Иисус Христос, при­зы­вая его к небес­ной сла­ве, и апо­стол предал ему свой дух.
3Еванге­лист ЛукаКол.4:14Написал свя­тое евангелие, под руко­вод­ством свя­то­го апо­сто­ла Павла. Он же напи­сал и книгу Деяний Апостоль­ских и мно­го про­по­ве­до­вал о Христе, пре­иму­ще­ствен­но в Беотии.Скончал­ся муче­ни­че­ски в Ахаии.
4Клеопа, младший брат свя­то­го Иосифа Обручен­ни­каЛк.24:13-35По доро­ге в Еммаус вме­сте со святым Лукою встре­тил Госпо­да по вос­кре­се­нии Его, и потом узнал вос­крес­ше­го Христа, когда Он явил­ся собрав­шим­ся уче­ни­кам в одном доме, где совер­шил преломление хле­ба.За про­по­ведь о Христе свя­той Клеопа был умерщ­влен иуде­я­ми. По пре­да­нию в том самом доме, в кото­ром он со святым Лукою узнал вос­крес­ше­го Христа чрез пре­лом­ле­ние Им хле­ба.
5Священ­но­му­че­ник Симеон, сродник Госпо­день по пло­тиБыл вто­рым епископом после апо­сто­ла Иакова, в Иеруса­ли­ме.Имея от роду более 100 лет, был мно­го и дол­го мучен, затем был рас­пят на кре­сте за испо­ве­да­ние веры во Христа
6Варна­ва, названный так Апосто­ла­ми, а преж­де назы­вав­ший­ся ИосияДеян.4:36, Деян.11:24, Гал.2:1Апостол Варнава вме­сте со свя­тым апо­сто­лом Павлом послу­жил бла­го­ве­стию и сначала про­по­ве­до­вал о Христе в Риме, а потом был постав­лен епи­ско­пом в Медио­лан.Скончал­ся он на своей родине, на ост­ро­ве Кипре, где был побит камнями гони­те­ля­ми веры Христо­вой. Христи­ане с честью погреб­ли его и поло­жи­ли с ним в гроб, соглас­но его заве­ща­нию, свя­тое еван­ге­лие от Матфея, кото­рое Варнава неко­гда сам пере­пи­сал и с кото­рым нико­гда не раз­лу­чал­ся.
7Иосия или Иосиф, назы­вав­ший­ся так­же Варса­ва и ИустДеян.1:23Был вме­сте с Матфеем избран на место отпавшего апо­сто­ла Иуды Искари­от­ско­го. Учите­ли Церкви гово­рят, что сей Иосия был сын Иосифа Обручен­ни­ка, как и Иаков и Симон и Иуда не Искари­от, и зани­мал епи­скоп­скую кафед­ру в Елевфе­ро­по­ле.Скончал­ся мученическою смер­тью в Елевфе­ро­по­ле
8ФаддейБыл сначала уче­ни­ком свя­то­го Иоанна Предте­чи, а потом уче­ни­ком Христо­вым. Он кре­стил Едесско­го кня­зя Авгаря и исце­лил его от про­ка­зы.Почил о Госпо­дев Финикий­ском горо­де Берите.
9АнанияДеян.9:10-18Крестил апо­сто­ла Павла. Был сна­ча­ла епи­ско­пом в горо­де Дамас­ке. Окончил же свою жизнь святой Анания в Елевфе­ро­по­ле.Был побит кам­ня­ми по при­ка­за­нию игемона Лукиа­на в Елевфе­ро­по­ле.
10Стефан, пер­во­му­че­ник и архи­ди­а­конДеян.7:55Первый принял муче­ни­че­ский венец за Христа, будучи побит камнями, поче­му и назван "Перво­му­че­ни­ком". Незадол­го до смер­ти он удо­сто­ил­ся видеть отвер­стые небе­са и Господа Иисуса, в обра­зе Сына Челове­че­ско­го, сто­я­ще­го одес­ную Бога.
11ФилиппДеян.8:26-39Один из семи диа­ко­нов, кре­стив­ший Симона волх­ва в Самарии и евну­ха Канда­кии цари­цы, был епи­ско­пом в горо­де Траллии.В глу­бо­кой старости ото­шел ко Госпо­ду
12ПрохорДеян.6:5Один из семи диа­ко­нов, спут­ник свя­то­го апо­сто­ла Иоанна Богосло­ва и участник его тру­дов. Он был пер­вым епи­ско­пом в Вифин­ском горо­де Никоми­дии, а потом про­по­ве­до­вал о Христе в Антио­хии.Скончал­ся муче­ни­че­ски в Антио­хии
13НиканорДеян.8:1Один из семи диа­ко­нов.Был умерщ­влен вме­сте с дву­мя тыся­ча­ми уве­ро­вав­ших во Христа, в тот же день, в кото­рый был побит кам­ня­ми свя­той Стефан пер­во­му­че­ник.
14ТимонОдин из семи диа­ко­нов. Был епи­ско­пом города Востры в Аравии и, в то вре­мя, как про­по­ве­до­вал имя Христо­во, мно­го потер­пел страданий от евре­ев и гре­ковБудучи бро­шен в разо­жжен­ную печь, он вышел оттуда невре­ди­мым и потом ото­шел ко Госпо­ду.
15ПарменОдин из семи диа­ко­нов.Совер­шая пору­чен­ное ему Апосто­ла­ми дело благовестия, умер муче­ни­че­ски пред оча­ми Апосто­лов.
16ТимофейТрудил­ся в деле бла­го­ве­стия Христо­ва вме­сте со свя­тым апостолом Павлом, кото­рый напи­сал к нему два посла­ния, был епи­ско­пом в Ефесе.Скончал­ся мученическою смер­тью в Ефесе.
17Тит2Кор.2:12-13; 12:18;2Тим.4:10Трудился вме­сте со свя­тым апо­сто­лом Павлом в деле бла­го­ве­стия. Святой апостол напи­сал к нему посла­ние. Святой Тит был епи­ско­пом Горти­ны, на острове Крит.Скончал­ся в глубокой ста­ро­сти в мире.
18ФилимонСвятой апо­стол Павел напи­сал ему осо­бое посла­ние. Был епи­ско­пом в Газе.Скончал­ся муче­ни­че­ски в цар­ство­ва­ние Нерона.
19ОнисимФлм.1:10-19О нем пишет святой апо­стол Павел в сво­ем посла­нии к Филимо­ну. Пропо­ве­до­вал христианство в Испании, Греции и Малой Азии.Скончался мученически вско­ре после кон­чи­ны свя­то­го Игнатия Богонос­ца, будучи побит кам­ня­ми в Риме, в цар­ство­ва­ние римского импе­ра­то­ра Траяна около 109 года.
20ЕпафрасФлм.1:23, Кол.4:12-13О нем пишет святой апо­стол Павел в сво­ем посла­нии к Филимо­ну.Был епи­ско­пом города Колосс и церк­вей Лаоди­кии и Иерапо­ля. Вместе со святым апо­сто­лом Павлом он содер­жал­ся в узах в Риме.
21АрхиппКол.4:17Был после святого Епафра­са (заключенного в узы в Риме), епи­ско­пом в горо­де Колос­сах.Скончал­ся мученической смер­тью в горо­де Колос­сах.
22СилаДеян.16:13-24,Деян.15:40-41Был учеником и бли­жай­шим сотруд­ни­ком свя­то­го апо­сто­ла Павла, вме­сте с которым проповедовал сло­во Божие и пре­тер­пел мно­гие стра­да­ния, раны и тюрем­ное заклю­че­ние. Впослед­ствии он был епископом в Корин­фе.Немало потру­див­шись в деле про­по­ве­до­ва­ния сло­ва Божия и сотворивши зна­ме­ния и чуде­са, ото­шел ко Госпо­ду.
23Силуан1Пет.5:12,2Кор.1:19Пропо­ве­до­вал сло­во Божие вме­сте со свя­ты­ми апо­сто­ла­ми Петром и Павлом.  Был епи­ско­пом в Солуни.Претер­пев нема­ло бедствий во вре­мя сво­их подви­гов в Солуни для утверждения святой веры Христо­вой, ото­шел ко  Христу.
24КрискентТим.4:10Был епи­ско­пом в Галатии, а потом проповедовал Христа в Галлии. Там в горо­де Вьенне, Крискент поста­вил епи­ско­пом уче­ни­ка сво­е­го, Захарию, и снова воз­вра­тил­ся в Галатию.Скончал­ся муче­ни­че­ски в цар­ство­ва­ние Траяна в Галатии.
25КриспДеян.18:8, 1Кор.1:19Был епи­ско­пом на остров Эгин, близ Пелопоннеса, меж­ду Эгейским и Иониче­ским моря­ми.Скончал­ся в мире.
26ЕпенетРим.16:5Был епи­ско­пом в Карфа­гене
27Андро­никРим.16:7Был епи­ско­пом в Панно­нии.Скончал­ся в мире
28СтахийРим.16:9Святым апо­сто­лом Андре­ем Перво­зван­ным постав­лен пер­вым епи­ско­пом Византийским. Вместе с ним свя­той Стахий воз­двиг в Аргиро­по­ле церковь, куда соби­ра­лось мно­го веру­ю­щих.
29АмплийРим.16:8Был епи­ско­пом в городе Диоспо­ле, где проповедовал Христа.Скончался в горо­де Одиссе, будучи умерщ­влен елли­на­ми за свою про­по­ведь о Христе.
30УрбанРим.16:9Был епи­ско­пом в Македо­нии.Скончал­ся муче­ни­че­ски.
31НаркиссРим.16:11Был епи­ско­пом в Афинах.
32АпеллесРим.16:10Был епи­ско­пом горо­да Смирны.
33Аристо­вулРим.16:10Был епи­ско­пом в Брита­нии.После дол­гих трудов и стра­да­ний скон­чал­ся в Брита­нии.
34Ироди­он или РодионРим.16:11Был епи­ско­пом в Патрах.Скончал­ся муче­ни­че­ски в Риме.
35АгавДеян. 21:10-11; ср. 11:28Проповедовал во мно­гих стра­нах и мно­гих обра­тил ко Христу. Имел про­ро­че­ский дар.
36РуфРим.16:13Был епи­ско­пом в Фивах, горо­де Греции.
37АсинкритРим.16:14Был епи­ско­пом в Гиркании, мало­азий­ской обла­сти, где мно­го постра­дал за имя Христо­во.
38ФлегонтРим.16:14Был епи­ско­пом в Марафоне, горо­де Фракии.
39ЕрмРим.16:14Был епи­ско­пом в Филип­по­по­ле.Скончался муче­ни­че­ски в Филип­по­по­ле.
40ПатровРим.16:14Был епи­ско­пом в Неапо­ле и Путео­ла­хе.
41ЕрмийРим.16:14Был епи­ско­пом в Далма­ции.
42Лин2Тим.4:21Был епи­ско­пом в Риме, после свя­то­го апо­сто­ла Петра.
43ГаийРим.16:23Был епи­ско­пом в Ефесе, после свя­то­го Тимофея.
44ФилологРим.16:15Святым апо­сто­лом Андреем был постав­лен в епи­ско­па в Синопе.Скончал­ся в мире в Синопе.
45ЛуцийРим.16:21Был епи­ско­пом в Лаодикии Сирской.
46ИасонРим.16:21Был епи­ско­пом в Тарсе, где мно­го постра­дал за имя Христо­во.Скончал­ся в глубокой ста­ро­сти в мире.
47СосипатрРим.16:21Был епи­ско­пом в Иконии.Скончал­ся в мире.
48Олимпан или ОлимпРим.16:15Присут­ство­вал при стра­даль­че­ской кон­чине свя­то­го апо­сто­ла Петра в Риме.Вместе со святым апо­сто­лом Ироди­о­ном был обез­глав­лен по повелению Нерона.
49ТертийРим.16:22Был вто­рым епи­ско­пом в Иконии, после свя­то­го Сосипа­тра.Стяжал себе мученический венец в Иконии.
50ЕрастРим.16:23Был диа­ко­ном и казнохранителем иеру­са­лим­ской церк­ви, а потом епи­ско­пом в Панеаде.
51КвартРим.16:23Был епи­ско­пом в Берите.
52ЕводБыл епископом Антио­хий­ским после свя­то­го Петра.Скончал­ся муче­ни­че­ски в 66 году в гоне­ние Римско­го импе­ра­то­ра Нерона.
53Ониси­фор2Тим.1:16Был епи­ско­пом в Колофоне и Кирине.Скончал­ся муче­ни­че­ски.
54Священ­но­му­че­ник КлиментФлп.4:3Папа РимскийБыл утоп­лен за про­по­ведь хри­сти­ан­ства.
55СосфенДеян.18:17, 1Кор.1:1После свя­то­го Криспа был началь­ни­ком иудей­ской сина­го­ги в Коринфе, обра­щен в хри­сти­ан­ство свя­тым апо­сто­лом Павлом. Впослед­ствии был епи­ско­пом в Колофоне.
56АполлосДеян.18:24-25Был епи­ско­пом Кесарии.
57ТихикЕф.6:21-22, Деян.20:4, 2Тим.4:12; ср. Тит.3:12.Был епи­ско­пом Колофонским после святого Сосфе­на.
58Епафро­дитФлп.2:25Был епи­ско­пом в Адриа­ке.
58Карп2Тим.4:13Был епи­ско­пом в Берии Фракий­ской.Окончил жизнь в мире.
59КодратБыл епи­ско­пом в Афинах и Магне­зии.Пропо­ве­дуя слово Господне, при­нял от руки афи­нян муче­ни­че­скую кон­чи­ну при царе Адриане.
60Марк, име­ну­е­мый ИоанномДеян.12:25Был епи­ско­пом в Аполло­ниа­де.
61Зина, по прозванию Закон­никТит.3:13Был епи­ско­пом в Диоспо­ле.
62АристархДеян.19:29,Кол.4:10, Фил.1:23Был епи­ско­пом в городе Апамеи.
63Пуд2Тим.4:21Был чле­ном римского сена­та. Он был чело­век благочестивый, принимал в сво­ем доме свя­тых апо­сто­лов Петра и Павла и мно­гих верующих. Впослед­ствии дом его был обра­щен в цер­ковь, кото­рая назы­ва­лась "Пастыр­скою" и в кото­рой, по пре­да­нию, свя­щен­но­дей­ство­вал свя­той апо­стол Петр.
64ТрофимДеян. 20:4; 21:29, 2Тим.4:20Вместе с апо­сто­ла­ми Пудом и Аристар­хом сопут­ство­вал во всех гоне­ни­ях апо­сто­лу Павлу.Когда свя­той апостол Павел в Риме при Нероне был усе­чен мечем вме­сте с сво­и­ми дву­мя сото­ва­ри­ща­ми так­же был обез­глав­лен.
65АртемаТит.3:12Был епи­ско­пом в Листрах.
66АкилаДеян.18:1-3, Рим.16:3-4Был епи­ско­пом в Гераклее, сло­во же Божие про­по­ве­до­вал в Азии и Ахаии.За про­по­ведь свою приял муче­ни­че­ский венец.
67Форту­нат1Кор.16:17-18Неустан­но трудился, про­по­ве­дуя имя Христо­во.После многих трудов вос­при­нял бла­жен­ную кон­чи­ну.
68Ахаик1Кор.16:17-18
69Дионисий Ареопа­гитДеян. 17:34Был епископом в Афинах, а потом про­по­ве­до­вал Христа в Галлии.Был обез­глав­лен в Галлии.
70Симеон, име­ну­е­мый НигерДеян.13:1