Слово Антония Сурожского в день Торжества Православия

  

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В конце первой недели Великого Поста мы празднуем Торжество Православия. Этот праздник был установлен после того, как окончательно и победоносно была утверждена наша вера в почитание святых икон. Но теперь мы это ощущаем еще шире — как торжество всего Православия, всей истины Божией. Вот тут некоторые стоят с недоумением и думают, — и по всей земле так: Как можем мы праздновать торжество Православия, когда мы видим его теснимым и гонимым со всех сторон, а там, где оно имеет свободу выражаться беспрепятственно, оно разделено и унижено. Можно ли говорить о торжестве Православия?

Нет, если мы думаем о себе, то о торжестве Православия мы говорить не можем; мы можем только говорить о том позоре, который мы, православные, являем миру. Но не только позоре — потому что наряду с плевелами растут на поле Православия везде сейчас и добрые плоды. То торжество Православия, которое мы всем сердцем празднуем, о котором мы ликуем, это не наша победа, а победа Божия над нами, победа Духа над всем тем, что противится Ему, победа истины над ложью, победа правды над неправдой. Та победа, которая изо дня в день одерживается в христианской душе живым Богом. Мы разделены не только внешне, но и внутренне. Апостол Павел это знал, когда говорил, что два закона в нем борются: закон духа и закон плоти, что два человека сражаются в нем: ветхий Адам и новый. Так и в нас. Но в нас, изо дня в день, если только мы сколько-то искренни, сколько-то истинны по отношению к Богу, изо дня в день покоряет Свое Царство Христос — и какой иногда тяжелой борьбой!

И то же самое случается не только в отдельной душе, но во всем Православии. После потрясений последних десятилетий православные люди, мы все, начали понимать свою веру, любить и чтить её, как давно, давно не чтили её. Она стала нашим единственным сокровищем, самым дорогим на свете, что у нас есть — и в этом тоже победа Божия над нашей косностью, над нашим омертвением. И еще шире — мы видим на каждом шагу, как постепенно сила Божия в немощи совершается, как хрупкий православный народ оказывается сильнее всех сил земли и всех темных, таинственных сил ада. Мы это видим, и вот в этом мы ликуем, в этом мы празднуем торжество Православия — Православия, понятого как истинное Божие прославление, как явление Божией славы, Божией истины, Божией правды. И мы можем от всего сердца это делать, потому что мы видим, как постепенно происходит в нас та же самая борьба, какая когда-то была между Ангелом и Иаковом, который всю ночь боролся и был побежден Ангелом и поклонился Богу.

Мы видим, как в темноте наших сердец, в помраченности наших умов, в потемках нашей жизни с нами борется Бог, чтобы нас победить и ввести в Царство Свое. Мы видим то же самое в нашей разодранной расколом Церкви, и если мы только с сердцем болезненным в ней живем, если мы любовью отзываемся на ненависть, если мы всем сердцем хотим Божией победы, хотя бы нашей ценой, тогда и тут мы видим, как побеждает Господь, и увидим мы и радость рано или поздно о том, что совершится победа Божия, даже и там, где Он изгнан, там, где Он осужден вновь на крестную погибель. Совершится силой любви, силой кротости, силой Божией. Мы верим в это, мы видим это, и потому мы можем всем сердцем сегодня праздновать вечно грядущее, светозарное сияющее торжество Православия, торжество Бога над всем. Аминь.

Читайте также о празднике:

Торжество Православия: во что мы верим?

День, когда было покончено с ересью иконоборчества