Коронавирус, самоизоляция, «удаленка», #сидимдома, дистанционное обучение, QR-код… За прошедший месяц в нашу повседневную жизнь вошли явления и понятия, весьма мало нам знакомые, а потому пугающие нас. Вошли неожиданно, стремительно, властно, не заручившись нашим согласием. Вошли подобно известному «слону», когда-то так же бесцеремонно зашедшему в «посудную лавку», разрушив то хрупкое равновесие, которым, как мы сейчас уже понимаем, все-таки отличалась наша жизнь. Выброшенные из привычной жизненной колеи «тайфуном» ограничений и условностей и изрядно этим напуганные, мы как будто растерялись, запаниковали и даже (пусть «на минутку») забыли о своих непреходящих ценностях. И в этой растерянности мы, похоже, так и не усмотрели в происходящем действие Промысла Божия, очень мудро и с любовью поместившего нас в училище, имя которому КАРАНТИН.
Уже много сказано о том, какое будущее нас всех ожидает. Говорят эксперты, финансисты, медики, политики. И в их словах мало надежды: глобальный кризис приведет к переформатированию всего мирового порядка, при этом миллионы людей потеряют работу, миллионы окажутся за чертой бедности, грядет цепочка дефолтов, новые вспышки эпидемии, да и новые, еще более страшные инфекции не за горами! В общем, все достаточно плохо! И это неудивительно. Неудивительно слышать подобные прогнозы от людей, не предполагающих действий Бога-Любви в нашем многострадальном мире. Удивительно другое. То, что, похоже, на этой же волне «качает» и наших братьев и сестер во Христе! Куда ни посмотри, войди в любой чат или на любую страницу в социальных сетях, везде встретишь рассуждения о наступивших последних временах, грядущем поголовном чипировании как средстве тотального контроля, которое непременно затронет лоб и правую руку. И, что особенно важно, все эти замечательные события произойдут – непременно, в самое ближайшее время! Разумеется, подобные рассуждения сопровождаются хорошо поставленными красочными видеороликами, приправленными предсказаниями старцев, просмотрев которые, вы должны убедиться, что антихрист вот-вот явится в нашем мире и уже хорошо слышны его шаги! В общем, если в медицинском отношении сейчас все стали немного «вирусологами», то в отношении религиозном многие хотят слыть «эсхатологами»*, забывая при этом, что главным лейтмотивом науки о последних временах всегда было и остается не учение о пришествии антихриста, а исполненное надежды учение о Пришествии Христа! «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Апок. 22: 20).
А ведь главное – не учение о пришествии антихриста, а исполненное надежды учение о Пришествии Христа!
Причины подобного искаженного восприятия действительности лежат, на мой взгляд, в области нашего реального, а не задекларированного мировоззрения. И основная из них та, что давно уже смысловым центром, вокруг которого все прочее, является для нас не Христос и жизнь во Христе, а жизнь «у Христа за пазухой», где можно все выпросить и получить прощение за всякий грех! Если жизнь во Христе требует реального подвига, то та, что «за пазухой», довольствуется и видимостью. Ведь можно же заменить реальную добродетель, добываемую «потом и кровью», частым причащением, тем более что перед ним нам прощаются все грехи? Почему нет? Можно заменить молитву вычиткой? Легко! Можно же заменить настоящее глубокое покаяние скороговоркой на исповеди? Пожалуйста, никто и не заметит! Зато каков я со стороны! И причащаюсь часто, и посты соблюдаю, и правило вычитываю (простите, молюсь), и Евангелие читаю. Что еще нужно? При этом я, конечно, не отстаю от времени, держу «руку на пульсе»: и странички у меня есть во всех соцсетях, и подписок немало на ютубе, и чаты смартфон разряжают, будь здоров! Человек-то я коммуникабельный – в таком мире живем.
Да, мы живем в таком мире. И в этом мире, лишенном дара рассуждения, конформизм – нередкое явление среди христиан. Под влиянием окружающих нас возможностей и соблазнов мы – порой незаметно – теряем то главное в нашей жизни, что наполняет ее реальным смыслом, насыщая ее все больше скоропреходящим и призрачным. Потому нас так и будоражат слухи о последних временах, что сопряжены они будут с лишением многих благ и той комфортной жизни, к которой мы привыкли. И никакого дела нам нет до того, что эти непростые, но непродолжительные времена завершатся пришествием Спасителя, а значит, и нашим окончательным воссоединением с Ним!
Так, может, для того и послал нас Господь в это училище – карантин, – чтобы мы увидели свои собственные заблуждения? Может, заметив в себе страх грядущего антихриста, мы поймем, что совсем уже не боимся Бога? И не разлука с Ним нас более всего страшит, а потеря комфорта, который нам так дорог! Может, поймем, что для того и «штормит» нас сегодня, чтобы мы вспомнили, что такое настоящая молитва и у Кого на самом деле следует искать спасения? Может, для того и выбивает из-под нас Господь прежние шаткие опоры, чтобы стали мы наконец на Камне веры? Вот те вопросы, которые мы должны сегодня себе задавать.
Однако отношение ко Христу – не единственная сторона жизни, ради которой нас искушает сегодня карантин. Как любое училище, карантин предлагает нам много уроков, но преподает он их, раскрывая перед нами наши немощи. Немощи в наших отношениях с близкими.
#Cидимдома – просто хэштег, но с сопряженной с ним реальностью связано сегодня огромное количество проблем. Статистика последнего месяца говорит о резко возросшем количестве обращений к психиатрам и психологам, и связано это не столько с паническим страхом заболеть вирусом, сколько с резкой ломкой обычного жизненного уклада и, как следствие, изменением модели обычных социальных связей.
Простая иллюстрация. Обыкновенная семья. Папа и/или мама с утра уходят на работу, а дети в школу. Встречаются они, как правило, вечером. Совместный ужин, уроки, короткие разговоры, просмотр телевизора, «спокойной ночи»: стандартный набор совместных и несовместных мероприятий. Так происходит обычно, но не сейчас. Что сейчас? Папа, мама и дети, как правило, с утра и до вечера вместе. Да, кто-то работает по «удаленке», кто-то дистанционно обучается, но все равно они постоянно вместе. И в этой ситуации открываются непростые, но очень важные моменты. Нередко обнаруживается, что папа, участие которого в жизни детей до сих пор ограничивалось лишь некоторой помощью с уроками и непродолжительными и неутомительными вечерними разговорами, не понимает и не принимает своих детей такими, какие они есть. Потерял с ними эмоциональную связь и не находит общего языка. Оказывается, что мама с папой, пересекавшиеся тоже в основном вечерами, как будто и перестали быть родными людьми, с трудом находят темы для разговора, а всякие бытовые мелочи вызывают лишь взаимное раздражение и как следствие отчуждение.
Период карантина, властно усаживая нас рядом с родными людьми, обнаруживает наши серьезные изъяны в области отношений с ними, которые были сокрыты от нас доселе! Но в таком случае разве карантин – не благо для нас? Разве не обязаны мы быть ему (на самом деле – Богу!) благодарными и воспользоваться этим благословенным временем для того, что исправить то, что еще возможно исправить?
Наконец, может быть, для этого и дано нам это время? Постараться понять и полюбить своих детей по-настоящему, проводя с ними как можно больше времени и наверстывая упущенное. Найти вновь «ключик» к своей любимой супруге(гу), который когда-то давно потеряли. Наконец-то появилась у нас масса времени, чтобы всей семьей, никуда не торопясь, в спокойной обстановке пообщаться, обсудить планы на лето, вспомнить драгоценные моменты прошлого! Ну разве это не милость Божия к нам, недостойным?
Конечно, особая ситуация сегодня с одинокими людьми. Большая часть обращений к психиатрам исходит именно от них. Их можно понять. Не найдя себе спутника жизни или потеряв его, они единственным своим прибежищем от одиночества имели коллективное общение. Работа, приход, кружки по интересам. Всё так или иначе скрашивало их одиночество и помогало сохранять равновесие. Сегодняшнее #сидимдома нелегко дается им, боящимся своего одиночества и всегда бежавшим от него. Но и здесь есть немалый провиденциальный момент!
Одиночка, привыкший бегать от одиночества к людям, не научился прибегать от него к Богу. А если бы научился и согревался молитвой к Богу, то и перестал бы бегать к людям! Так, может, для того и дано ему это время?
В отличие от семейных, у одиноких людей ведь есть уникальная возможность молиться в тишине и без развлечения! Позавидовать можно! Но постоянный социальный контакт может этому мешать. Недостаток семейного общения восполняется общением в социуме, впечатления от которого в отношении к молитве – то же, что детские крики за дверью, то есть немало развлекают в молитве. Сегодня же и у одиноких людей есть возможность побыть по-настоящему в одиночестве. Вполне ощутить эту возможность, прославить Бога за эту возможность, которая прежде, быть может, была проигнорирована.
Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Ропот, обвинение ближних и обстоятельств суть покушение воспротивиться Богу»
Разумеется, в сегодняшнем нашем карантине есть и по-настоящему горькие моменты. Ограничения, связанные с посещением богослужений, дистанционное компьютерное обучение детей, лишающее их здоровья. Немало людей сегодня потеряли работу, кому-то сократили жалование. Все это весьма горько и является для всех нас искушением. Но не будем забывать о том, что «никакое искушение не может коснуться человека без воли Божией» (святитель Игнатий (Брянчанинов)). А потому «жалобы, ропот, огорчение, оправдание себя, обвинение ближних и обстоятельств суть движения души против воли Божией, суть покушение воспротивиться и противодействовать Богу» (святитель Игнатий (Брянчанинов)). Само появление в наших пределах болезни и случившиеся из-за нее ограничения, вне всякого сомнения, есть Божие посещение, призыв к покаянию, обращенный, прежде всего, к нам, православным христианам.
Мы все помним обещание Господа, данное патриарху Аврааму: помиловать Содом и Гоморру, если найдется в этих городах хотя бы десять праведников (см.: Быт. 18: 32). Современное христианское общество и может, и должно стать теми десятью праведниками, духовное усилие которых отведет от нашей страны гнев Божий. Только в чем должна обнаружиться эта праведность? Не в том, чтобы хулить власти за закрытие храмов или внедрение тотальной слежки. И не в том, чтобы генерировать страхования о грядущей чипизации и скором приходе антихриста. Мы должны наконец вспомнить о Христе и о том, что мы – христиане!
Мы должны наконец вспомнить о Христе и о том, что мы – христиане!
Осознать свою собственную ответственность, которая вся в том, что мы о Нем забыли, увлекшись комфортом современной цивилизации и отвернувшись от своих истинных жизненных целей и ценностей. Осознав это, мы должны принести Христу свое искренне глубокое покаяние и встать по-настоящему на путь исправления, то есть всегда и во всем стремиться быть со Христом и жить по Его заповедям. И сегодня все это как никогда важно не только лично для каждого из нас, но и для всей страны в целом.
Я, по крайней мере, так верую. Христос воскресе!
* — Эсхатоло́гия (греч. εσχατολογία, от др.-греч. ἔσχατον — «конечный», «последний» + λόγος — «слово», «знание») — система религиозных взглядов и представлений о конце истории, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной и её переходе в качественно новое состояние.