Преображение Господне или Яблочный Спас

  

Сегодня 19 августа — великий двунадесятый праздник православной церкви Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Народное название праздника — Яблочный Спас, связано с созреванием к этому дню яблок, которые прихожане несут освящать в церковь.

Преображение, икона Феофана Грека

В нашем Преображенском храме сегодня прошло торжественное богослужение, ведь для нас это еще и престольный праздник. Храм в этот день наполнен ароматами спелых яблок, все с особым удовольствием ждут момента их освящения. Маленькие прихожане помнят, как это происходило в прошлом году и радостно ждут, когда батюшка окропит их святой водой и после службы можно будет скушать вкусное яблочко во дворе храма под праздничный колокольный звон.

Но самое главное, нам всем нужно помнить, что наш материальный мир не должен над нами возобладать, ведь существует вечность… И если мы внимательно, всерьез принимаем то, что нам здесь открыто, мы должны изменить самым глубоким образом наше отношение ко всему видимому, ко всему осязаемому, к самим себе. По словам митрополита Сурожского Антония «все призвано стать местом вселения благодати Господней; все призвано когда-то, в конце времен, быть вобрано в эту славу и воссиять этой славой».

О традициях и истории праздника

Праздник Преображения установлен в честь чудесного преображения Иисуса Христа на горе Фавор во время молитвы при учениках.

Христианской церковью он был установлен в IV в. Св. Еленой, матерью Константина Великого, на горе Фавор был построен храм в честь Преображения Господня, разрушенный Саладином в XIII в. Иоанн Дамаскин и Козьма Маюмский в VIII в. составили песнопения, исполняемые в данный праздник.

В Церкви праздник Преображения продолжается 9 дней, его отдание совершается 26 августа.

Согласно повествованию евангелистов, вместе с Иисусом Христом на гору Фавор, где произошло Преображение Господне, пришли три его ученика, апостолы — Петр, Иаков и Иоанн. Преображение сопровождалось появлением ветхозаветных пророков Моисея и Илии, говоривших с Иисусом. На горе Фавор у учеников Христа открылось «духовное зрение», и они смогли увидеть Свет, преобразивший Христа. Христос показал трем ученикам Свое Преображение, чтобы они засвидетельствовали Его Божественную природу и добровольное согласие на крестные муки.

Суть Преображения раскрывается в символах. Гора — уединенное место для сотворения молитвы, которая ведет к единению с Богом. Фавор в переводе означает чистоту, свет. Человек, осознающий свои поступки и кающийся в содеянном, может принять «Божественный нетварный свет».

В народе Преображение Господне называли Вторым Спасом или «Спасом на горе», что происходило от места, где совершилось Преображение Христово. Но чаще всего, Второй Спас именовали — «Яблочным», так как к этому дню поспевали яблоки, другие плоды и огородные овощи. Говорили: «Второй Спас — срывают спелые яблоки»; «Пришел Спас — всему час: плоды зреют»; «Пришел Спас — яблочко припас»; «Яблоки не родятся — так и Спаса не будет».

Созревшие плоды (яблоки, горох, картофель, огурцы, репу, брюкву) носили для освящения в церковь. Обычай — приносить плоды в церковь и освящать их — очень древнего происхождения; в христианской церкви он является продолжением обычая ветхозаветной церкви (Исх. 23:19; Лев. 23:10; Числ. 18: 12-13). Предписания об этом обычае изложены уже в 3 апостольском правиле. Основание для обычая заключается в том, что в Греции к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых — новые колосья пшеницы и виноград — приносятся для благословения, в знак благодарности за получение этих плодов для пропитания человека. Яблоки, заменяющие в России виноград, освящались другой молитвой.

В конце праздничной литургии, после заамвонной молитвы и раздачи антидора, священник благословлял плоды нового урожая, читал над ними молитву, за что крестьяне в особые корзины насыпали ему т.н. «начатки», т.е. небольшое количество плодов каждого сорта.

На Руси, в частности в древнем Новгороде, освящение плодов и особенно яблок происходило с наибольшей торжественностью. Так, в церкви Спаса Преображения на Ильине-улице святитель совершал литургию, а после пения «Достойно» софийский ключарь, облаченный в епитрахиль (расшитый узорами передник, надеваемый на шею и носимый под ризой), кадил и освящал яблоки; затем, читая молитву, разделял яблоки с одного блюда на части, а другие оставлял целыми. Разоблачившись, святитель вставал на свое место и отведывал яблоко; затем по целому яблоку раздавал государеву боярину, воеводе, дьякам, представителям властей, священникам и «нарочитым», гражданам, а разрезанные яблоки распределял среди народа. После обедни святитель давал праздничную трапезу для причта Софийского собора.

По народной традиции плоды разрешалось вкушать только после освящения и благословения, а до этого времени есть пложы считалось большим грехом («Кто до Второго Спаса ест яблоки, тому на том свете не дадут яблочка из райского сада»). Наиболее строго следовало воздерживаться от преждевременного употребления яблок тем, у которых умерли дети в младенческом возрасте или еще нерожденными. По народным представлениям, в райсих садах на серебряных деревьях растут золотые яблочки; эти яблочки раздаются только тем умершим детям, родители которых (особенно — мать) не едят яблок до Второго Спаса. Эти предания живы в народе и в наше время.

Яблоки, освященные в день Преображения Господня, назывались «спасовскими».  Спасовскими яблоками угощали в день Преображения нищих и больных: «На Второй Спас и нищий яблочко съест». О людях, не выполнивших этого, замечали: «А не дай-то Боже, с ним дела иметь! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богачества малого добра, не призрил своим добром хворого и бедного» (Сахаров И.П. 1990. С. 294).

Совершив праздничное освящение яблок, в день Второго Спаса после обедни совершались благодарственные молебны в садах, при этом выносились иконы, чаще других икона Преображения Господня. Затем начинался сбор яблок в садах и их продажа: «Вовремя убрать — вовремя продать». В Рязанской, Нижегородской губерниях помещичьи сады сдавались купцам, при этом в день Второго спаса продавалось и покупалось большое количество падалицы и хороших яблок; крестьянские женщины расплачивались грошами, куделью пеньки и льна, яйцами (например, получая за одно яйцо 2-3 пригоршни яблок); целые возы яблок развозились по приходам и церквам, где распродавались после торжественной службы.

Со Второго Спаса начинался средний (самый лучший по времени) посев озимой ржи (ранний посев — от Первого Спаса 14 августа до Второго; средний — от Второго Спаса до Успения Богородицы; поздний — от Успения Богородицы до дня Фрола и Лавра). «Рожь, посеянная при северном ветре, родит крепче и крупнее».

К празднику Преображения приурочивался обряд засевания полей, состоящий в следующем: священник, приходивший на поле с иконами, окроплял вспаханную землю святой водой, при этом один из «почетнейших хозяев» бросал хлебные зерна (над которыми была совершена молитва и они были окроплены святой водой) на освященные места пашни. Про опоздавших с посевом говорили: «Обожди часок, да посей в пепелок».

К Спасскому празднику приурочивались ярмарки и народные гулянья. Праздничные игры состояли из того, что девушки ходили парами и пели песни. Часто случалось, что собиралось несколько отдельных групп поющих и играющих, что называлось «кругами». «Круги» подразделялись на «богатые» и «бедные», т.е. более зажиточные девушки отделялись от простолюдинок. Женихи выбирали «круги» соответственно своему положению. Даже песни имели в данных «кругах» свои различия. В «кругу» богатых девушек пели, по выражению одного из исследователей, «идеализированные песенки XVIII в.» и романсы. В кругах победнее исполнялись более простые песни. «Праздницкая» обычно заканчивалась различными играми (чаще всего, игрою «в горелки»), в которых разрешалось участвовать и мужчинам.

День Второго Спаса завершался обрядом «провожания заката». Принято было наблюдать заход солнца, который сопровождался прощальными песнями и плясками. Когда солнце начинало скрываться на западе, пели:

«Солнышко, солнышко, подожди! 
Приехали господа-бояре 
Из Велика, де, Новагорода 
На Велик день пировать. 
Уж и вы ли, господа-бояре, 
Вы, бояре старые, новгородские! 
Стройте пир большой 
Для всего мира крещеного, 
Для всей братии названой. 
Строили господа-бояре пир, 
Строили бояре новгородские, 
Про весь крещеный мир. 
Вы сходитеся, люди добрые, 
На велик званый пир; 
Есть про вас мед, вино, 
Есть про вас яства сахарные. 
А и вам крещеный мир, 
Бьем челом и кланяемся». 

Ко Второму Спасу относилась первая встреча осени; первые «Осенины»; отмечался ряд примет о погоде и животном мире: «Со Спаса Преображения — погода преображается»;  «Каков Второй Спас, таков и январь»; «В какой день Средний Спас, в таков — Покров».

С использованием материалов Российского Этнографического Музея