Письмо из жизни. Время молитвы

  

В это воскресенье  вдруг пришло на ум, что в храме встречаются на 90% знакомые лица людей, которые ходят сюда годами. «Новички» встречаются редко и очень мимолетно. Интересно, почему так?

Неужели все дело в пост-советском мировоззрении типа «Бог должен быть в душе», «я доверяю лишь себе» или «нет времени»?

Господь послал мне прочитать статью Доктора философии, профессора философии в Бостонском колледже и в Королевском колледже (Empire State Building) в Нью-Йорке Питера Крифта, в которой я нашла ответы на некоторые свои вопросы. Позволю себе поделиться с вами переосмысленным.

Допустим, многие действительно не посещают богослужения из-за нехватки времени. Не хватает времени остановить свой внутреннний взгляд на самом себе, не хватает времени проанализировать источник своих проблем в жизни, не хватает времени поискать ответы на свои внутренние недоумения и вопросы… А уж о походе на богослужение и молитве и речи нет. Многозаботливость о мирском и в самом деле отдаляет от Бога.

Тем временем можно начать с малого — с молитвы. С молитвы, за которой никуда не надо ехать, она всегда доступна, в любой ситуации. Нужно только вспомнить о ней и найти для неё немного времени…

Нам кажется, что время определяет молитву, хотя на самом деле молитва определяет время. Нам кажется, что нехватка времени является причиной отсутствия молитвы, но в действительности отсутствие молитвы является причиной нехватки времени.

Из Евангелия мы знаем, когда мальчик принес Христу пять ячменных хлебов и две рыбки, Христос чудесным образом умножил их. То же самое Он делает и с нашим временем, но только в том случае, если мы приносим Ему это время в нашей молитве. Каждый раз, когда я ищу отговорки чтобы не молиться, у меня становится меньше времени на все остальное, я измотана и разбита в конце дня. И, напротив, — каждый раз, когда я приношу несколько ячменных хлебов времени и рыбок жизни ко Господу в своей молитве, Он чудесным образом умножает их, и я чувствую удовлетворение и праздную маленькую победу над временем и над своими слабостями.

И все равно часто я отказываюсь по разным причинам приносить в жертву Богу свое время (хлебы и рыбу). Все осознавать, но находить отговорки каждый раз — это наверное и есть действие первородного греха, духовное сумасшествие, предпочтение несчастья счастью.

Мы должны восстановить наше духовное здравомыслие. Правильным шагом в этом направлении стало бы изменение отношения ко времени. Молитва умножает время лишь в том случае, если мы жертвуем нашим временем. В этом вся загвоздка. Мы боимся приносить жертвы, потому что это связано с «убийством». В самом простом смысле это значит, что мы должны принести в жертву Богу наше время. Поскольку время – это жизнь, жизнь во всех ее проявлениях. Для того чтобы у нас появилось время на молитву, мы должны использовать время, которое тратим на другие занятия. Мы должны «убить» что-то, отвергнуть это.

Например, телевидение. Ведь телевидение по большей части – помойная яма. Даже если бы не было молитвы, телевидение стоило бы принести в жертву духовному здравию и интеллекту.

Альтернатива – другие наши «развлечения», от которых мы зависимы, но которые не приносят нам полного удовлетворения. Мы все чаще испытываем разочарование и уныние, а ведь то, что мы ищем, находится не во времени, а в вечности. Мы несчастливы, потому что  не чувствуем вечности. Если представить, насколько наши повседневные бытовые коллизии малы по сравнению с предстоящей вечностью, то приоритеты расставляются сами собой.

Вечность  не в будущем, а в настоящем. Будущее нереально, по крайней мере, пока нереально. Одной из самых успешных уловок дьявола является внушение человеку мысли о том, что он должен всецело посвятить свою жизнь поиску и накоплению благ, вместо того, чтобы наслаждаться тем, что он имеет. Это навсегда делает нас заложниками времени и нереального будущего, поскольку будущее наступит через какое-то время, не сейчас.

Самое первое и важное правило молитвы  – просто молиться. Не искать совершенной молитвы, а просто начать молиться. Пусть своими словами, пусть сначала неуверенно. Это как завести заглохший двигатель и тронуться с места, а дальше — проще.

Приходите в наш Преображенский храм молиться соборно. Найдите время для своей души и для того, чтобы просто остановиться и оглядеться.

Храни всех Господь!

Татьяна Клименко, прихожанка храма Приображения Господня