Письмо из жизни: «Весь живот наш Христу Богу предадим»

  

Есть упражнение, которое психологи часто используют в тренингах на формирование доверия, называется оно «Доверительное падение». Упражнение выполняется в паре. Один из участников падает спиной назад, а другой его подхватывает. В студенческие годы мне довелось поучаствовать в таком тренинге. Исходя из собственного опыта, скажу: падать спиной назад – страшно: ты осознаешь, что никакой опоры нет. Перебороть этот страх помогает только доверие к партнеру. Помню, легче всего было падать в руки к тем, кого давно знаешь, с кем дружишь. В паре с таким человеком появлялась уверенность: все будет хорошо, он не подведет, он обязательно поймает, он не даст тебе упасть и разбиться.

В жизни бывают периоды, когда рушатся все человеческие опоры, когда ты не знаешь, как все обернется, чем может для тебя все закончиться. Ты как будто падаешь спиной назад, в неизвестность. В этот момент тебя охватывает сильный страх, тревога и беспокойство. Перебороть все это можно только доверием к Богу, упованием на Него, а единственной опорой становится молитва.

В моей жизни была ситуация, когда о болезни старшего сына я узнала внезапно, по телефону. Утром у него была только головная боль, а к обеду муж позвонил мне и сказал, что его состояние сильно ухудшилось и сына увезли на «Скорой» с подозрением на менингит. Вот так нежданно… Они были в больнице, муж подписывал согласие на спинномозговую пункцию, а я пыталась сохранять спокойствие. Первое время мне удавалось это делать, потому что я понимала: все, что сейчас происходит, – от Бога. Но затем разные мысли стали лезть в голову:

– А что если диагноз подтвердится? Менингит бывает разных форм. Иногда он протекает очень тяжело.

– А пункция? Это серьезная процедура. Как сын ее перенесет?

В какой-то момент эта мысленная буря ворвалась внутрь, охватила мое сознание. Тревога за будущее, страх за здоровье ребенка стали настолько сильными, что я не могла ни о чем думать, я не могла молиться. Бог был как будто не в этой ситуации, а где-то далеко. Я стала тонуть в стакане воды.

Причиной нашей тревоги и беспокойств служит не внезапная перемена внешних обстоятельств, а мы сами и наши мысли

Святитель Иоанн Златоуст пишет, что

«причиной нашей тревоги и беспокойств служит не внезапная перемена внешних обстоятельств, а мы сами и наши мысли. Если они у нас правильные, то мы всегда будем пребывать в спокойствии и тишине, хотя бы отовсюду поднимались бесчисленные бури».

А вот что говорит наш современник архимандрит Андрей (Конанос):

«Большинство из нас страдает не от реальных проблем, а задолго до их появления – от своих мыслей… Когда ты думаешь о чем-то плохом, это не ты думаешь о плохом. Эти мысли приносит искушение. А поскольку их приносит искушение, не надо мучиться один на один со своим помыслом. Что бы плохое ты ни подумал, если ты еще это замечаешь, значит, это не ты. Это как в театре: ты видишь актеров. Так и в твоем мозгу идет спектакль по некоему сценарию. Как только ты это поймешь, ты успокоишься, потому что посмотришь на ситуацию с расстояния. И скажешь: это не я, а искушение внутри меня, это мой ветхий человек, моя страсть… Реально то, что есть сейчас. Все остальное либо воспоминания о том, что было, либо ожидание того, что будет и чего пока нет».

Митрополит Сурожский Антоний говорит следующее:

«Нам нужно упражняться в том, чтобы останавливать время, стоять в настоящем, в том “теперь”, которое есть мое настоящее…»

Нужно упражняться в том, чтобы стоять в настоящем, в том «теперь», которое есть настоящее

Возвращаясь к своей ситуации, могу сказать, что в моем настоящем тогда не было ничего страшного. Я боялась того, что могло произойти, тревожные мысли касались будущего.

«Чтобы ушли пустые мысли, важно почувствовать, что ты – любимое дитя Бога»,

– так говорит Андрей (Конанос).

Митрополит Сурожский Антоний объясняет, почему можно потерять молитву как опору:

«Помеха молитве может возникнуть, если допустить бурю внутрь себя, вместо того чтобы оставить ее снаружи».

В евангельском рассказе о буре на море Галилейском описано, как апостолы сначала с надеждой боролись за свою жизнь, но в какой-то момент упали духом. Буря, которая была снаружи, ворвалась внутрь. Тревога и страх за жизнь охватили их души. Когда они в панике будят спящего Христа, Он им говорит: «Что вы так боязливы, маловерные?» Здесь Господь указывает на причину страха – маловерие. Апостолы не смогли обратиться к Богу и сказать: «Ты – сам покой, Ты – Господь; скажи слово – и все встанет на место. Ты управляешь этим миром. Все в Твоих руках».

Падать в заботливые и любящие руки – легко. Когда ты знаешь, что Тот, Кто при падении не даст тебе разбиться, любит тебя так сильно, что отдал за тебя жизнь, страх уходит. Бог благ.

«Если мы верим в Его благой Промысл, если верим в то, что Ему известно исключительно все в нашей жизни и Он всегда хочет добра, почему нам не довериться Ему?» – говорит старец Порфирий Кавсокаливит.

А вот его слова о молитве:

«Будем молиться просто и спокойно, без страсти и насилия. Мы знаем, что прошлое, настоящее и будущее – все известно, обнажено и открыто перед Богом… Будем просить, чтобы исполнилась воля Божия. Это самое полезное, самое безопасное для нас и для тех, о ком мы молимся… Отдадим Христу всю свою жизнь. Мы говорим за Божественной литургией: “Весь живот наш Христу Богу предадим”… Когда мы связаны со Христом абсолютным доверием, тогда мы счастливы и радостны».

Автор: Анна Четверикова, pravoslavie.ru