Новомученики: преподобномученица Севастиана

  

Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Се­ва­сти­а­на ро­ди­лась 20 но­яб­ря 1872 го­да в се­ле Ста­ро-Иван­це­во Лу­ко­я­нов­ской во­ло­сти Ар­за­мас­ско­го уез­да Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стьян Ха­ри­то­на Ни­ки­ти­ча и Ми­но­до­ры Аб­ра­мов­ны Аге­е­вых-Зу­е­вых и в кре­ще­нии бы­ла на­ре­че­на Сте­фа­ни­дой.

В 1892 го­ду Сте­фа­ни­да по­сту­пи­ла по­слуш­ни­цей в Вос­кре­сен­ский Фе­до­ров­ский мо­на­стырь Вла­ди­мир­ской епар­хии и с 30 мая это­го го­да про­хо­ди­ла по­слу­ша­ние на кухне. В 1915 го­ду игу­ме­ни­ей мо­на­сты­ря бы­ла на­зна­че­на мо­на­хи­ня Ар­се­ния (Доб­ро­нра­во­ва). В 1924 го­ду она при­ня­ла на жи­тель­ство вер­нув­ше­го­ся из ссыл­ки мит­ро­по­ли­та Се­ра­фи­ма (Чи­ча­го­ва), ко­то­рый про­жил в оби­те­ли несколь­ко лет, по­ка не по­лу­чил на­зна­че­ние на Санкт-Пе­тер­бург­скую ка­фед­ру, во вре­ме­на го­не­ний на Цер­ковь пе­ре­име­но­ван­ную по име­ни го­ро­да, на­зван­но­го то­гда в честь пер­во­го го­ни­те­ля рос­сий­ских хри­сти­ан. Мит­ро­по­ли­ту в это вре­мя бы­ло семь­де­сят два го­да, и в по­мощь ему по хо­зяй­ству игу­ме­ния Ар­се­ния от­пу­сти­ла двух мо­на­хинь, од­ной из них бы­ла Сте­фа­ни­да, по­стри­жен­ная к то­му вре­ме­ни в ман­тию с име­нем Се­ва­сти­а­на. В 1933 го­ду мит­ро­по­лит Се­ра­фим был уво­лен за штат и по­се­лил­ся в част­ном до­ме в по­сел­ке Удель­ное вбли­зи Моск­вы, ку­да за ним по­сле­до­ва­ли и по­мо­гав­шие ему мо­на­хи­ни Се­ва­сти­а­на и Ве­ра (Втю­ри­на).

30 но­яб­ря 1937 го­да мит­ро­по­лит Се­ра­фим был аре­сто­ван и за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве; 7 де­каб­ря то­го же го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла его к рас­стре­лу, и 11 де­каб­ря 1937 го­да он был рас­стре­лян на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

10 де­каб­ря 1937 го­да бы­ли аре­сто­ва­ны мо­на­хи­ни Се­ва­сти­а­на и Ве­ра, про­дол­жав­шие жить в том же до­ме в по­сел­ке Удель­ное, и в тот же день до­про­ше­ны.

– Чем вы за­ни­ма­е­тесь в дан­ное вре­мя и на ка­кие сред­ства су­ще­ству­е­те? – спро­сил мо­на­хи­ню Се­ва­сти­а­ну сле­до­ва­тель.

– С 1927 го­да я на­хо­жусь без опре­де­лен­ных за­ня­тий. Сред­ством к су­ще­ство­ва­нию слу­жи­ли при­но­ше­ния, по­лу­ча­е­мые от по­чи­та­те­лей мит­ро­по­ли­та Се­ра­фи­ма Чи­ча­го­ва.

– Вы яв­ля­е­тесь по­чи­та­тель­ни­цей Се­ра­фи­ма Чи­ча­го­ва?

– Да, я яв­ля­юсь по­чи­та­тель­ни­цей мит­ро­по­ли­та Се­ра­фи­ма Чи­ча­го­ва, у него я нес­ла по­слу­ша­ние.

– На­зо­ви­те всех из­вест­ных вам по­чи­та­те­лей мит­ро­по­ли­та Се­ра­фи­ма Чи­ча­го­ва.

– Мит­ро­по­лит Се­ра­фим Чи­ча­гов име­ет боль­шое ко­ли­че­ство по­чи­та­те­лей, но их име­на и фа­ми­лии мне неиз­вест­ны. К нему на квар­ти­ру хо­ди­ло мно­го ду­хо­вен­ства, мо­на­ше­ства, а так­же ми­рян за по­лу­че­ни­ем раз­лич­ных со­ве­тов, а так­же и для ду­хов­но­го об­ще­ния с ним.
Сле­до­ва­тель спро­сил, со­вер­шал ли мит­ро­по­лит Се­ра­фим в сво­ей квар­ти­ре бо­го­слу­же­ния и кто на них при­сут­ство­вал. Мо­на­хи­ня Се­ва­сти­а­на от­ве­ти­ла, что мит­ро­по­лит со­вер­шал бо­го­слу­же­ния, на ко­то­рых при­сут­ство­ва­ла она вме­сте с мо­на­хи­ней, по­мо­гав­шей мит­ро­по­ли­ту, и дру­гие его по­чи­та­те­ли, но име­на их ей неиз­вест­ны.

– Ва­ше от­но­ше­ние к со­вет­ской вла­сти?

– Со­вет­скую власть я не при­знаю и счи­таю ее вла­стью ан­ти­хри­ста, по­слан­ной Бо­гом в на­ка­за­ние на­ро­ду за его гре­хи, о чем я го­во­ри­ла и дру­гим.

– Вы ве­ли аги­та­цию про­тив вы­бо­ров в Вер­хов­ный Со­вет?

– Да, я го­во­ри­ла, что ве­ру­ю­щие не долж­ны вы­би­рать и участ­во­вать в вы­бо­рах са­та­нин­ской вла­сти, ко­то­рая раз­ру­ша­ет хра­мы и без ви­ны вы­сы­ла­ет ве­ру­ю­щих и ду­хо­вен­ство.
На этом до­про­сы бы­ли окон­че­ны. Мо­на­хи­ня Се­ва­сти­а­на бы­ла негра­мот­на. Сле­до­ва­тель за­чи­тал ей про­то­кол до­про­са, и она по­ста­ви­ла под ним от­тиск боль­шо­го паль­ца пра­вой ру­ки.

В те­че­ние несколь­ких дней сле­до­ва­тель до­про­сил де­жур­ных сви­де­те­лей, – пред­се­да­те­ля Удель­нин­ско­го сель­со­ве­та и ра­бот­ни­ка по­сел­ко­во­го со­ве­та, ко­то­рые и под­пи­са­лись под со­от­вет­ству­ю­щи­ми по­ка­за­ни­я­ми.

20 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла мо­на­хи­ню Се­ва­сти­а­ну к вось­ми го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. Мо­на­хи­ня Се­ва­сти­а­на (Аге­е­ва-Зу­е­ва) скон­ча­лась в Бам­ла­ге на Даль­нем Во­сто­ке 11 июля 1938 го­да и бы­ла по­гре­бе­на в без­вест­ной мо­ги­ле.

Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)