Ничто так не разрушено сейчас диаволом, как семья. Считается, что более 80 процентов браков распадаются в первые два-три года совместной жизни молодых супругов. А сколько семейных союзов умирает в зачатке, участвуя в еще совсем недавно постыдном эксперименте совместного, ни к чему не обязывающего сожительства? Такой статистики нет. Как нет и реальной оценки количества абортов (по официальной статистике – их около 2 миллионов, по неофициальной – до 6 миллионов), совершаемых на наши налоговые отчисления, причем в клиниках, нередко увешанных плакатами с голубоглазым малышом, просящим: «Мама, не убивай меня!»…
Оказывается, всё может быть еще хуже. Теперь, вслед за первой и второй апостасийными волнами, упомянутыми выше, появилась третья – подростковые самоубийства, совершаемые довольно часто на почве «безответной любви». Причем те истории, о которых упоминают СМИ, в реальности не отображают масштабов происходящего. Но, учитывая то обстоятельство, что после публикаций в прессе количество суицидов всегда резко возрастает, недостаточная освещенность в СМИ – это хорошо.
За последние годы мне не раз приходилось слышать из первых уст о том, как происходили подобные трагедии. Из этих историй можно сделать один важный вывод, с которым многие современные родители никак не хотят или уже не имеют возможности считаться: неспроста в религиозно-культурном коде нашего народа существует множество табу относительно создания семьи и целомудренных взаимоотношений между юношами и девушками.
Не надо потворствовать слишком раннему пробуждению силы пола в подростке, ведь это всё равно что дать ему для игры боевую ручную гранату с наполовину вынутой чекой.
Этот, если хотите, инстинкт, заложенный в нас Богом, может настолько мощно и непредсказуемо проявить себя, что нанесет страшную душевную травму на всю жизнь (например, приведет девочку-подростка «на панель» в прямом или переносном смысле этого слова) или же доведет до петли. Впрочем, известно, что подростки довольно часто предпочитают более страшный и жестокий способ покончить с собой – выброситься из окна или спрыгнуть с крыши.
Еще совсем юное дитя, погрузившись в глупые, фантастически-радужные и чувственные глубины «любви», являющейся в лучшем случае влюбленностью, а в худшем – грубой похотью, как минимум не сможет получить нормальное образование. Буйные гормоны, простимулированные множеством информационных катализаторов, делают реакции подростка похожими на реакции наркомана, совершенно не контролирующего себя.
Встревоженные родители, с которыми приходилось об этом беседовать, всегда задавали главный вопрос: что же делать? И сетовали: «Не могу же я запретить ребенку пользоваться телефоном и компьютером, в котором тот ежедневно и еженощно “зависает”, пропадая в соцсетях и прочих сомнительных и опасных прериях интернета! Нельзя же запретить подростку общаться со сверстниками и сверстницами!»
Так и есть: запретами в подростковом возрасте уже не поможешь. Если всё время давить на свое чадо, то в лучшем случае можно вызвать бунт, если это по своей природе изначально сильная личность. В худшем – воля ребенка будет абсолютно атрофирована, и он, привыкнув быть ведомым своими родителями, никогда не сможет принять самостоятельных решений и реализоваться во взрослой жизни, в том числе и в семейной.
В первую очередь при разговоре о профилактике больших и малых проблем в воспитании важно сказать о необходимости для ребенка активного участия в церковных Таинствах, которые мистически укрепляют и освящают всякого христианина. Церковь должна быть для него родным местом, а священник – близким человеком, у которого можно не только исповедоваться, но и побеседовать с ним в критической ситуации.
С ранних лет ребенок должен знать и понимать (на живом примере своих родителей, дедушек и бабушек) некоторые простейшие основы православной аскетики. Уяснить некоторые законы бытия духовного мира (именно уяснить, ведь о многом у ребенка уже имеются вполне правильные суждения интуитивного характера). Быть знакомым с хотя бы упрощенной и облегченной практикой поста. Знать, что чувства, основанные на первых, поверхностных впечатлениях, нередко бывают обманчивы и ошибочны и им далеко не всегда следует доверять.
Но всё вышеперечисленное – высшая математика. В реальности осуществить полнокровное церковное воспитание весьма сложно. Ведь мы живем в непростых условиях, когда многие семьи неполные, а некоторые родители только-только задумываются (нередко – наученные горьким опытом) о том, чтобы переступить порог церковный. Что же делать в такой ситуации, и с чего начать?
Начать надо с малого – заговорить со своим ребенком. Перестать воспринимать его как куст помидоров, который надо вовремя высадить в грунт, прополоть, удобрить, пасынковать и после этого ждать обильного урожая при солнечной погоде. Ребенок не только объект воздействия, но и самостоятельно мыслящий, переживающий субъект, весьма болезненно воспринимающий ситуацию, в которой его ответные реакции практически никак не учитываются.
Не игнорируйте своего ребенка. Его рассказы о школьной и общественной жизни слушайте при выключенном телевизоре и радио, отвернувшись от компьютера и телефона. Сделайте это благой привычкой – поговорить по душам, но не сплетничая. Не сюсюкайте с ним, пытаясь нарочито показать свою любовь и нежность, – дети очень тонко чувствуют фальшь.
Чаще пытайтесь обсуждать с ним вполне взрослые философские и практические проблемы, пусть он их до конца пока еще и не понимает. Держите перед ним свои обещания, но не позволяйте вашим отношениям перейти в фазу партнерских, при которых услуга оказывается за услугу, а обе стороны де факто – равны.
Чаще говорите с ним о том, что быть взрослым – не значит иметь возможность свободно выпить стакан пива и затянуться сигаретой, а скорее это умение нести ответственность за кого-либо и за что-либо. Вообще почаще говорите с ребенком об ответственности перед Богом, семьей, государством и обществом. Напоминайте о том, что главным синонимом слова «любовь» в православной традиции является понятие «самопожертвование». Причем самопожертвование, проявляемое в мелочах.
Чтобы дитя не имело привычки болезненно и эгоистично замыкаться в своих проблемах, хорошо иногда вспоминать о тех людях, которые, будучи круглыми сиротами или инвалидами, несчастны и не имеют даже и крошки тех радостей, что доступны большинству.
Про радости и отдых – отдельная тема. Пусть они будут совместными для всей семьи и желательно активными. Поход за грибами, рыбалка, полив огорода у бабушки, совместное празднование с другими хорошими и благополучными семьями, в которых есть дети-сверстники, дней рождения и именин, церковных и гражданских праздников – прекрасная возможность расслабиться с душевной пользой для всей семьи.
Ребенок должен быть занят постоянно. Ведь человек, даже взрослый, – как бревно, которое, долгое время находясь в покое, начинает загнивать от праздности. «Драмкружок, кружок по фото, мне еще и петь охота» – такой образ жизни должен быть у современного подростка. Такой он был всегда и в крестьянских семьях, где с раннего возраста выполняли простейшие полевые работы и осваивали азы ремесел; и в дворянских гнездах, где знатные отпрыски, с детства окружаемые гувернерами, нередко вырастали разносторонне образованным полиглотами.
Если здоровье позволяет – пусть чадо занимается в спортивных секциях, желательно нескольких. Если занятия спортом совместить с другими увлечениями и успешной учебой, то можно сказать однозначно: ребенок избежит многих проблем. Многие худые мысли и чувства обойдут его стороной.
При таких, в общем-то, простых условиях ребенок по определению не прилипнет к компьютеру и его голова не будет занята глупыми и никчемными мыслями, всеваемыми от лукавого. Ну а самое главное – при этом потребуется минимум запретов, ведь на глупости и так не хватит времени.
Хотя в подобных темах существует много исключений, думаю, самого страшного при соблюдении этих простых правил удастся избежать в большинстве случаев.
Беда в том, что многим родителям, на 90 процентов виноватым в разных патологиях воспитания своих детей и даже в таких страшных трагедиях, как подростковые самоубийства, очень сложно что-то объяснить и понудить их к исправлению ситуации или хотя бы к трезвой оценке собственных семей как состоящих в группе риска.