Советы старца Эмилиана (Вафидиса)
Термин «токсичность» сегодня употребляется широко и повсеместно: в статьях и постах, в обычной разговорной речи. «Токс», «токсичный человек», «токсичные отношения» – эти формулировки можно услышать даже и от воцерковленных людей. И термин-то какой подходящий: сам за себя говорит, в буквальном смысле слова означает некую ядовитость, способность вызывать отравления, как щелочь или кислота. Вот, например, уксусная кислота – вещь в хозяйстве полезная, но ты понимаешь, что обращаться с ней необходимо крайне осторожно: нельзя ее просто так взять и выпить, и понюхать нельзя, сунув в бутылку нос. С уксусной кислотой вообще очень аккуратно нужно, бережно, а то можно и на больничную койку угодить. Также и с «токсичным» человеком. Если общаться неосторожно, то может выплеснуться яд: критика, раздражение, недовольство всем и вся. Иногда такие люди и сами, без особого разрешения, врываются в твою жизнь. Раздают направо и налево советы, навязывают свое мнение и обесценивают все, что тебе важно и дорого.
Пообщаешься с таким «токсичным» – и весь день в себя приходишь: настроение испорчено, голова болит, мысли неприятные мучают. И вот уже читаешь очередную статью о том, как от таких людей защититься, как эмоциям не поддаваться, или как, в конце концов, со всем этим жить.
А советы даются следующие: отстаивать свои границы, управлять разговором, контролировать свое эмоциональное состояние и не вовлекаться в чужие проблемы. На крайний случай советуют отдалиться, свести к минимуму встречи или совсем не общаться.
Наверное, из этого списка легче всего выполнить последнее: не нравится общение – вычеркни человека из своей жизни. Но… не все так однозначно. «Токсичным» человек может быть твоим коллегой по работе, с которым не хочется портить отношения, или ближайшим родственником. И тогда хочешь – не хочешь, но придется выстраивать общение. Порой это дается нелегко, да и от внутреннего напряжения, неприятных мыслей, а иногда и головной боли не избавляет ни отстаивание своих границ, ни попытка управлять разговором. Тогда на память приходит один образ из Евангелия: когда Господь ходил по земле, то Ему приходилось довольно тесно общаться с очень разными людьми. И многих из них тоже можно было бы отнести к категории «токсичных». Они Его критиковали, провоцировали, ненавидели, смеялись над Ним и доставляли много неудобств, но Он был спокоен и внешне, и внутренне, в ответ не раздражался, не обижался, не испытывал внутреннего напряжения, не мучился помыслами. Что бы ни происходило, Он был внутренне спокоен. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 29), – говорит Спаситель. Получается, что внутренний покой не связан с тем, как относятся к тебе люди: он результат действия в сердце двух добродетелей – кротости и смирения. А научиться кротости и смирению можно как раз через принятие такого неудобного тебе, «токсичного» ближнего.
У современного афонского старца, архимандрита Эмилиана (Вафидиса), в книге «Жить в присутствии Бога» есть интересные высказывания по этому поводу:
«Тебе нужно принимать людей такими, какие они есть. Если ты хочешь изменить их речь, их жизнь, их взгляд, их сердце, их отношение к тебе, то ничего у тебя не выйдет».
И еще:
«Своенравного и глупого человека очень тяжело понести, это правда. Но именно его нужно научиться любить и терпеть, если ты хочешь стяжать Духа Святого. Тогда ты будешь способен стяжать мир тела, души и духа».
Старец также предупреждает:
«Те, кто не могут найти согласия с ближним и признать его, теряют душевное спокойствие, начинают оценивать все, что сказали сами и что было сказано им, обижаются и требуют объяснений… Они впустую тратят время своей жизни, наблюдая за ближними, становясь их рабами и пленниками».
Но есть и еще более тяжелые последствия непринятия ближнего, когда всё в человеке – его дух, душа и тело – вступает между собой в конфликт. Вот что об этом говорит старец:
«С той минуты, как возникает малейшее колебание в твоих отношениях с ближними, пусть даже самое малое противление, восстание, суждение, осуждение, обвинение ближнего, ты тут же теряешь равновесие, и сотрясается все твое существо. Твое здоровье начинает слабеть, ты чахнешь, страдаешь от разных болезней: болит голова, желудок, поясница, сердце. Ноги начинают неметь, отниматься. Тебе кажется, что все члены твоего тела восстают на тебя. Глаза помрачаются, как говорит Давид (ср. Пс. 37, 11), болят, перестают видеть, потому что ты не смог сохранить мира с ближними».
И это очень важно понять. Получается, что ближний не виноват в твоем плохом самочувствии, даже если он обошелся с тобой грубо и несправедливо, ответил с раздражением или досаждал. Он вел себя «токсично», но проблема в тебе: ты не смог принять его в этот момент. Даже если внешне сохранил спокойствие, то, возможно, внутренне, в сердце, обвинил, осудил. По этой причине потерял молитву – связь с Богом, отдалился от Него, и поэтому страдаешь.
В «Душеполезных поучениях» аввы Дорофея есть очень яркий пример. Он предлагает представить круг, начерченный на земле. Выбрать центр и от центра начертить линии, идущие к окружности. Круг – это мир, центр – Бог, а радиусы – пути человеческих жизней. Если человек приближается к Богу, то он становится ближе и к другим людям; чем ближе к другим людям, тем ближе к Богу, и наоборот.
Принять человека – это позволить ему быть таким, какой он есть
Принять человека – это позволить ему быть таким, какой он есть. Напрасно ждать учтивости от человека грубого: он не умеет быть учтивым, и человек своенравный не будет подстраиваться под тебя. Старец Эмилиан Вефидис объясняет это более подробно:
«Когда ближний откроет уста, он будет говорить с тобой не так, как ты заслуживаешь, но соответственно тому, что у него в сердце. Если ему больно, если он человек грубый, невоспитанный, не обрезанный сердцем, жестокий, без любви, без Духа, без Бога, то так он и будет с тобой говорить».
Где бы человек ни находился, куда бы он ни пошел, он несет с собой человеческую природу, пораженную грехом. Разве можно ждать от людей, что они будут идеальными? Даже один и тот же человек сегодня будет уважать тебя, а завтра отнесется с презрением. Этому не нужно удивляться. Все внимание с других людей необходимо переключить только на себя. Ты сам веди себя правильно и наблюдай, что происходит в твоем сердце при столкновении с людьми. Иногда говорят: если хочешь узнать, чем наполнен сосуд, нужно толкнуть его. А по отношению к ближним старец Эмилиан предлагает проявлять… милосердие, оказывать милостыню. Об этом он говорит так:
«Милостыня – это добродетель, которая помогает мне не замечать, не видеть страстей человека, его грехов, немощей, и в таком случае я люблю его, признаю его святость, то есть признаю, что он принадлежит к телу, имеющему Святую Главу, но при этом я ничего от этого человека не ожидаю. Пусть делает что хочет, пусть говорит, что хочет. Если в ответ на мое приветствие он меня оскорбит, прогонит, обидит, проклянет, то я не стану его судить, не придам значения его поведению. Когда ты не видишь, не замечаешь погрешностей ближнего, тогда тебя занимают только свои грехи, за которые ты и просишь прощения у Бога».
«То, что ближний обошелся с тобой плохо, грубо, оклеветал тебя, означает, что он страдает, что он втройне несчастен и нуждается в том, чтобы ты пожалел его. Довольно ему своей судьбы, своей горечи и боли. Если еще и ты огорчишь его своей суровостью и противоречием и даже только в сердце помыслишь так, то гнев падет не на того несчастного, страждущего, – его Бог может избавить, – но на тебя».
Необходимо постоянно быть готовым к тому, что ближние не перестанут быть для нас испытанием
Если смотреть на ближнего так, как советует старец, то уже и язык как-то не поворачивается называть его «токсичным». Лучше было бы сказать, что он несчастный, такой же грешник, как и ты.
Необходимо постоянно быть готовым к тому, что ближние не перестанут быть для нас испытанием. Но то, что они скажут, и то, как будут обращаться с тобой, – все это тебе нужно. Через одного человека ты научишься терпению, через другого – прощению, третий поможет стать кротким. Когда ты наконец смиришься и сможешь принять людей со всеми их немощами, то не будешь больше беспокоиться о том, как с тобой поступают. И только тогда ты обретешь долгожданный мир и покой.
По материалам pravoslavie.ru