Митрополит московский Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) — крупнейший русский православный богослов XIX века. Действительный член Императорской Российской академии. Его называли «Московским Златоустом» – так прекрасны и глубоки были проповеди этого святого. Человек-эпоха, ученый, переводчик, государственный деятель, он, несмотря на огромную власть, авторитет и чрезвычайную занятость, на протяжении всей жизни оставался праведником и святым.
Родился 6 января 1783 года, в городе Коломна, Московской губернии, в семье диакона Успенского кафедрального собора. В 9 лет он был отдан учиться в Коломенскую семинарию. Однако в 1799 году Коломенская семинария была закрыта и Василий Дроздов по совету отца в марте 1800 года поступил в философский класс Троицкой Лаврской семинарии в Сергиевом Посаде.
Он окончил семинарию в ноябре 1803 года и был назначен преподавателем греческого и еврейского языков. В 1806 году Дроздов стал учителем поэзии, а с 1808 года — высшего красноречия и риторики. 16 ноября 1808 года в Трапезной церкви Троице-Сергиевой лавры наместником Лавры архимандритом Симеоном Василий Дроздов был пострижен в монашество с именем Филарет.
Он в совершенстве знал немецкий, французский, греческий, латинский языки. Был одним из немногих в тогдашней России знатоков иврита.
Его изумительная одаренность вместе с невероятной работоспособностью (говорят, он работал по 18 часов в сутки!) были заметны уже в детстве. Только за время преподавания в Петербургской академии он сумел подготовить авторские лекционные материалы по полному курсу богословских наук (догматическое богословие, патрология, гомилетика, каноническое право и так далее). От такого каторжного труда он временами ощущал крайнее изнурение, на что неоднократно жаловался.
Далее его карьера пошла в рост. Он быстро поднимался в церковной иерархии. С 1808 года по 1821 он прошел путь от иеродиакона до архиепископа и члена Святейшего Синода. В 1821 году Филарет был назначен на Московскую кафедру, где сыграл ключевую роль в совершении акта престолонаследия от Александра I к Николаю I. В 1826 году в Москве участвовал в совершении чина Священного коронования императора Николая I. В тот же день был возведён в сан митрополита.
Филарет имел непростые отношения с Императором Николаем I, что было в основном обусловлено многочисленными донесениями Императору, в которых московский святитель обвинялся в политической неблагонадёжности.
Известен один курьёзный, но очень показательный случай: когда Александр I захотел почитать Евангелие, ему дали текст на французском языке. Не стоит удивляться, после петровских реформ высший свет говорил и читал преимущественно на французском (ученые – еще на латинском), а все остальное грамотное население — на старорусском. Сложилась парадоксальная ситуация: у христианской, казалось бы, нации не было единого языка, на котором могло бы быть обдумано содержание ее веры — в ее богословском и нравственном измерении — и текстов Священного Писания. Именно поэтому делом всей жизни святителя Филарета стал русский перевод Библии. Он был убежден, что священный текст должен зазвучать на живом, понятном для каждого языке. Это, по мысли святителя, и выработает впоследствии единый, общенациональный «христианский язык».
Его критиковали и за перевод Библии на русский язык: говорили, что если библейский текст будет переведен на современный язык, то он тем самым утратит свою сакральность. Возмущаться начали еще после издания написанного митрополитом катехизиса, где цитаты из Священного Писания были приведены на русском языке.
В августе 1837 года — в день 25-летия Бородинского сражения участвовал в торжественной закладке грандиозного Храма Христа Спасителя, а позднее активно содействовал его возведению.
3 апреля 1849 года Филарет за заслуги «перед Церковью и Отечеством» был награжден орденом Св. Андрея Первозванного. Он освятил десятки московских храмов, построенных и реконструированных по его благословению. 26 августа 1856 года совершил священное коронование Александра II.
В конце 1850-х, когда в повестку государственных дел был поставлен вопрос о крестьянской реформе. Из письма святителя Филарета архиепископу Тверскому Алексию: «Вопрос о крестьянах — темный, спорный, неразрешенный, не позволяющий еще предвидеть, какое будет решение, таков, что о нем только по необходимой обязанности говорить можно, и то с большой осторожностью…». При том, что сам митрополит был абсолютным противником крепостного права, он полагал, что после достаточно консервативного царствования Николая I не стоит действовать так радикально. Святитель опасался, что эта реформа может спровоцировать непредвиденные и губительные для всего общества и государства последствия.
Святитель Филарет внес свой вклад в будущее прославление Серафима Саровского, когда в начале 1840-х годов лично способствовал публикации свидетельств о жизни и подвиге великого праведника. Кроме того, в начале 1860-х годов во время так называемого «Дивеевского дела», когда при выборах новой игуменьи монашеская община раскололась на две партии, святитель Филарет вмешался и сумел примирить враждующие стороны.
Для своего времени святитель Филарет – фигура, безусловно, легендарная. Он был доступен абсолютно для всех. Его знала вся купеческая и простонародная Москва. Святитель вел переписку с Александром Пушкиным, Николаем Гоголем, Василием Жуковским, Федором Тютчевым. Общение с ним ценил даже такой вольнодумец как Петр Чаадаев. Иностранные послы считали своим долгом, оказавшись в Москве, лично представиться святителю, хотя это и не входило в официальный дипломатический церемониал.
Митрополит московский Филарет скончался 19 ноября 1867 года, после совершенной им Литургии. Он был погребен в Троице-Сергиевой Лавре.