Одну из древних чудотворных икон Божией Матери «Живоносный Источник» чтит в пятницу Светлой седмицы Православная Церковь.
История, связанная с этим образом началась в V веке.
Однажды воин Лев Маркелл, будущий император, встретил в одной из рощ Константинополя, посвященной Богородице, слепца, сбившегося с дороги. Выведя путника на тропинку и устроив его на отдых, Лев отправился на поиски воды для слепого.
Вдруг воин услышал голос: «Лев! Не ищи воды далеко, она здесь близко». Удивленный, он стал искать воду, но не нашел, а когда остановился в печали и задумчивости, снова услышал: «Царь Лев! Пойди под сень этой рощи, почерпни воды, которую там найдешь, и напой ею жаждущего, тину же, которую найдешь в источнике, положи на его глаза. Потом ты узнаешь, кто Я, освящающая это место. Я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя Мое храм, и все, приходящие сюда с верою и призывающие Мое имя, получат исполнение своих молитв и полное исцеление от недугов».
Когда Лев выполнил, что ему было велено, то слепой немедленно прозрел и без проводника пошел в Константинополь, прославляя Богородицу.
Позже, став императором, Лев Маркелл приказал очистить источник и заключить в каменный круг, над которым был построен храм в честь Пресвятой Богородицы. Он назвал этот родник «Живоносный Источник» в честь чудодейственной силы Богородицы.
Известно, что благодаря этому роднику в VI веке получил исцеление от водяной болезни император Юстиниан Великий. В благодарность он построил около храма, устроенного Львом, новый храм, при котором впоследствии был создан монастырь.
После захвата турками Византии храм «Живоносного Источника» был разрушен, восстановить его удалось лишь в первой половине XIX века.
Праздник иконы Богородицы «Живоносный Источник» совершается в пятницу Светлой седмицы в воспоминание обновления одноименного константинопольского храма. По уставу в этот день совершается освящение воды с пасхальным крестным ходом.
Начиная с XVI века в России появилась традиция, подобная греческой, освящать источники, находящиеся в монастырях и вблизи них, посвящать их Божией Матери и писать Ее иконы, называя их «Живоносный Источник».
История развития образа
Первоначальным прообразом иконы Божией Матери «Живоносный Источник» является древняя греческая Богоматерь, написанная по типу Никопеи Кириотиссы, восходящей, в свою очередь к ещё более древнему изображению Божией Матери, связанному с известным в древнем христианстве Влахернским храмом и почитанием влахернского образа Богородицы в виде мраморной статуи, находящейся недалеко от императорской купальни. Из рук статуи текла святая вода — агиасма.
Первое время списки с иконы «Живоносный источник» писались без изображения непосредственно самого вышеуказанного источника. Чуть позже в композицию образа Богоматери иконописцы начали включать изображение чаши, а в ещё более поздних списках иконы появляется и изображение фонтана либо водоёма. В русской традиции иконописцы изображали колодец, как символ источника.
XIII—XIV век
Одним из самых ранних изображений Богоматери Живоносный источник является Богоматерь типа Оранты, найденная в Крыму и относящаяся историками к концу XIII — началу XIV веков. Образ размещён на глиняном блюде с воздетыми в молитве руками.
XIV век
Более позднее изображение иконы, примерно середины XIV века, описывает церковный историк Никифор Каллист, повествующий об изображении Богоматери в середине чаши, похожей на купель или баптистерий и установленной над источником. В чаше изображена Богоматерь с Младенцем на лоне или груди (тип Кириотисса).
XV век
Образ Живоносного Источника, написанный фреской письма мастера Андроника Византийца, находится в приделе церкви монастыря святого Павла на Афоне. Богоматерь с благословляющим Младенцем изображены в широкой чаше, по сторонам фрески надпись на греческом «Живоносный Источник». Фреска относится историками к первой половине XV века.
XVI век
В XVI веке на Руси, под влиянием греков, появляется обычай также освящать монастырские источники и посвящать их Божией Матери. Соответственно для часовен и купален, установленных над ними, также писались иконы Богоматери «Живоносный Источник».
XVII век
XVII век является периодом наибольшего распространения иконы подобного типа. В русской традиции иконописи икона подверглась дальнейшему усложнению композиции, что косвенно может свидетельствовать о снижении её первоначальной символической наполненности, восходящей к первоначальным, греческим образам, основанным на статуе Влахернской Богоматери с истекающей с рук святой водой. На иконах начинают появляться изображения кладезей с бьющей из них водой, по сторонам от Богоматери могут изображаться святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. На переднем плане иногда изображаются одержимые недугами.