Заложники города

  

О возможном повышении пенсионного возраста сегодня еще не высказался разве что ленивый. Однако в большинстве рассуждений на эту тему, как нам кажется, закралась некая логическая ошибка: люди обсуждают вероятные последствия, напрочь забыв о причинах. По аналогии: будто спорят о возможных последствиях взрыва бомбы, умалчивая о том, откуда эта бомба взялась. И что за противник ее сбросил.

Что вообще происходит – проявление злой воли облеченных властью людей, вдруг решивших безосновательно усложнить жизнь миллионам других? Или всё же закономерный итог наших собственных действий? Первый вариант проще и приятней для мысли. Но говорить мы будем не о нем.

Для начала попробуем выделить суть явления, отсекая лишнее. Очертим контуры социальной группы людей, обоснованно недовольных обсуждаемой реформой. Мы не берем в расчет «профессиональных протестующих» против всего и вся, готовых обсуждать что угодно. В наше время на любой значимый инфоповод стаями слетаются, как мухи на мед, профессиональные комментаторы. Итак, создающих основной шум болтунов – в сторону.

Действующих пенсионеров эта новость не касается. У них пенсия уже есть, и речи о том, что ее отберут, не идет. Ну, и молодых людей, пожалуй, тоже: когда еще эта пенсия будет, а переживать по молодости о будущем через 30–40 лет как-то не принято.

Кто же остается, кого эта новость касается напрямую? Правильно, людей предпенсионного возраста (около 50 лет). Когда пенсия уже маячит на горизонте, человек начинает готовиться к заслуженному отдыху – и вдруг выясняется, что отдых могут отодвинуть лет на пять. Обидно.

После нехитрых арифметических подсчетов получаем, что основная масса недовольных – это люди, мужчины и женщины, родившиеся в 60-х – 70-х годах прошлого века. Именно вторая половина XX века – это время малозаметного, но разрушительного перелома в жизни нашего народа. Когда целый ряд ненормальных явлений окончательно, с молчаливого согласия большинства, были признаны нормой.

  • Развод – норма.
  • Один-два ребенка в семье – норма.
  • «Гражданский брак», или сожительство, – норма.
  • Аборт – норма (с «антирекордом» 1964 года – 5 600 000 абортов в год).

Не рожая детей, параллельно убивая их абортами по 5 миллионов в год, – на что все мы рассчитывали?

Очевидно, что эти явления как бы заложили демографическую бомбу замедленного действия. И рано или поздно, но от взрыва никуда не деться. Похоже, это время пришло. Не рожая детей, параллельно убивая их по 5 миллионов в год, – на что все мы рассчитывали? Откуда было взяться трудоспособному населению в такой численности, которая будет достаточна для движения экономики страны вперед и, кроме того, обеспечения нужд не работающих (детей и стариков)? Сколько было сказано об этих пугающих перспективах демографии – и в 1990-е, и в «нулевые»: «Когда на одного работающего человека будет несколько не работающих – хорошего не жди». Как говорил один священник: «Мы поубивали всех детей, которые могли бы нас прокормить».

И ведь принимались меры и со стороны государства – например материнский капитал. Да, видно, тех, кто рожать не хочет, не прельстишь и сотнями тысяч (сейчас размер материнского капитала составляет 453 000 рублей). Коренного перелома эта мера всё же не принесла. Очевидно, решение лежит в другой плоскости – в душах, а не в кошельках.

Параллельно развивались и другие, не менее важные, тектонические процессы мирового масштаба. Академик Игорь Шафаревич много писал о противостоянии технологической (городской) и земледельческой (крестьянской) цивилизаций. Можно констатировать, что мы живем в эпоху победивших городов. А горожанин крайне уязвим – многие просто не осознают всей степени этой зависимости. Ведь городской житель при отключении электричества, газа, тепла, водоснабжения и водоотведения, при закрытом магазине – не проживет.

Задумаемся о такой простой вещи: большинство потребностей современного горожанина сводится к деньгам. Нам не нужен хлеб как таковой: дайте нам деньги – и мы купим хлеб. Нам не нужна вода: дайте нам деньги – и мы купим воду (водопроводную по квитанции или бутилированную). В этих реалиях неполучение денег – это как неурожайный год для человека прошлых веков. Причем «неурожай» всего и сразу. И перспектива недополучения пенсии сразу за пять лет – это пять неурожайных лет. Нам кажется, именно удар по этим зависимостям и вызвал такую болезненную реакцию общества.

Потребности горожанина сводятся к деньгам: дайте нам деньги – и мы купим хлеб, воду и все необходимое

Одно дело – когда человек живет на своей земле. Рядом супруг, помощник. Многочисленные дети присмотрят за тобой на старости лет. Если в кошельке вдруг окажется меньше денег, чем планировалось, не беда. Земля прокормит, с голоду человек не умрет. Как с юмором говорит отец Димитрий Смирнов: если бы еще 100 лет назад у старого человека спросили: «А какая у тебя пенсия?», то в ответ услышали бы удивленное: «Чаво-чаво?» Ведь пенсии по старости появились в нашей стране лишь в 1932 году. А до этого жили же как-то люди. Рассчитывая в старости на самих себя, своих детей и свою землю.

И совершенно другое дело – современный горожанин предпенсионного возраста. Разведенный (или разведенная), иногда не по разу. Без детей или с одним-двумя детьми, на помощь которых часто и рассчитывать не приходится. Ни земли, ни хозяйства. Жизнь сводится к походам в магазин и обратно. В такой ситуации пенсия становится для человека единственным источником существования. И любые негативные перспективы, с пенсией связанные, естественно задевают за живое.

Свежий исторический пример: в сложные для страны 90-е годы прошлого века, когда и пенсии, и зарплаты зачастую задерживались месяцами (иногда – годами), наш народ выжил в основном благодаря земле. К началу 1997 года задолженность по пенсиям достигла 17 триллионов неденоминированных рублей, по выплате пособий на детей – около 10 триллионов рублей, пособий по безработице – порядка 2 триллионов рублей. Но в то время у большинства были дача или родственники (родители) в деревне. Сейчас уже нет. Задумаемся: а если повторится подобный по силе кризис – выдержим ли? Вопрос…

В свое время меня поразил один рассказ из изданного недавно сборника «Как мы пережили войну». В этой книге воспоминания известных писателей – Захара Прилепина, Леонида Юзефовича, Марины Степновой и других – чередуются с письмами простых людей. И вот один из таких народных авторов, переживший ребенком блокаду Ленинграда, пишет о том, что тогда из Невы рыба чуть сама не выпрыгивала. От голодной смерти этого человека и спас знакомый рыбак, которому он помогал ловить рыбу.

Уже в середине XX века технологическая цивилизации во многом победила. Разучились современные люди пахать, сеять, охотиться, ловить рыбу. Стали слабыми и зависимыми.

Пройдемся еще раз по рассмотренным выше причинам (аборты, разводы, блуд, почти окончательно заброшенное большинством земледелие). Ведь каждая из них – нарушение заповедей Божиих. «Не отвращайся от трудной работы и от земледелия, которое учреждено от Вышнего» (Сир. 7: 15). И на что все мы рассчитывали, десятилетиями упорствуя в этом?

Представим себе ситуацию: человек последовательно нарушает ПДД (превышение скорости, проезд на красный свет, выезд на полосу встречного движения и т.п.) – а потом искренне удивляется: как это он попал в аварию? Вот так же и мы… «Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшит­ся сердце сынов человеческих делать зло» (Еккл. 8: 11).

Не пора ли нам остановиться?

Автор: Сергей Рязанцев, портал pravoslavie.ru

Редакция портала «Православие.Ru» прекрасно понимает, насколько больна поднятая автором тема и как много людей она охватывает, недаром споры о пенсионной реформе не утихают в течение вот уже долгого времени. Однако нельзя не отметить, что создавшееся положение – со стремительно стареющим населением, с разводами, абортами и нежеланием иметь детей, с неумением горожан обходиться без базовых благ цивилизации – действительно тупиковое. А значит, по крайней мере в себе самих и наших семьях нам следует возделывать совсем иное – христианское – отношение к семье, воспитанию детей, труду и жизни на земле. И в этом смысле статья хоть и горька, но полезна.