Житие преподобной гласит: была Елена из дворянского рода Мантуровых, известных в Нижегородчине, и проживала недалеко от Саровской пустыни, в родительском имении в селе Нуча. Она мало интересовалась духовным, была весела нравом и проводила время в забавах до тех пор, пока не случилось в ее жизни происшествие.
В один из дней было Елене видение: большой черный змей спускался к ней с неба, грозя проглотить. Девушка испугалась и начала молиться, и в мольбах дала клятву: «Царица Небесная! Если убережешь, уйду служить Тебе и Твоему Сыну в монастырь!» И тотчас змей исчез.
После этого Елена изменилась, сообщает житие. Она стала читать духовные книги, сторонилась мирских забав, а когда выдался случай, поехала в Саров, к преподобному Серафиму просить его благословения на монашеский постриг.
Старец
Саровский старец встретил девушку неожиданными словами. «Что это ты задумала, матушка? — спросил он. — В монастырь тебе нельзя, а надо тебе замуж!» «Замуж ни за что не пойду, — отвечала Елена. — Я клятву дала!» «Жених у тебя будет хороший, — продолжал убеждать преподобный. — Такой жених, что все завидовать будут!» И после этих слов Серафим отправил девушку домой.
Елена еще много раз ездила в Саровскую пустынь, но лишь на третий год старец разрешил ей идти послушницей в Дивеевскую общину — «погостить, да испытать себя». И только после того, как она прошла через тяготы послушания, живя бок о бок с монахинями, вновь призвал ее к себе: «Пора тебе, радость моя, уже и с женихом обручиться!» Испуганная девушка воскликнула: «Но я не хочу замуж, батюшка!» На что Серафим ответил: «Ты все еще не понимаешь меня, матушка! Иди и скажи начальнице общины, что я приказал с Женихом тебе обручиться, в черненькую одежку одеться… Ведь вот какой Жених будет у тебя, радость моя! Сам Христос!»
Наставница
После пострига Серафим хотел видеть Елену наставницей Мельничной общины, одной из двух женских монашеских общин, созданных в Дивеево по его благословению. Монахиня смутилась, но старец повелел насельницам общины относиться к молодой монахине, как к главной. Очень долго она смущалась этим.
Житие говорит: несмотря на то, что Елена считалась начальницей общины, послушания она несла наравне со всеми. И, кроме того, ежедневно исполняла правила, данные ей преподобным старцем: «Не будь в праздности, оберегай себя от лишних мыслей. Пищи употребляй мало. И во все время, свободное от служб, твори про себя Иисусову молитву».
Она проводила в храме много часов, а иногда и ночевать оставалась там же — в углу на полу. Среди послушниц и монахинь было много неграмотных, и Елена, выросшая в дворянском доме и получившая образование, читала им Писание. Она и в остальной нужде старалась помогать сестрам: отдавала им свою еду, одежду и беспрестанно молилась о них.
Послушание
Брат Елены Михаил Васильевич Мантуров всецело помогал в устройстве дивеевских общин. В прошлом преподобный Серафим излечил его от тяжелой болезни, и тогда он продал свое имение, отпустил на свободу крепостных, а вырученные деньги стал тратить на поддержку монахов в Сарове и Дивеево.
По весне 1832 года Михаил тяжко заболел, был при смерти. В это же время Серафим призвал к себе монахиню Елену, чтобы дать ей последнее и самое главное послушание. Житие святой так передает ее разговор со старцем: «Ты всегда меня слушала, радость моя, и вот теперь хочу попросить тебя еще об одном. Брат твой Михаил Васильевич сильно болен, и пришло время ему умирать. Но он мне еще очень нужен — для обители нашей и для сирот. Такое мое послушание тебе: умри ты за Михаила, матушка!» «Благословите!» — сказала Елена, и, когда старец благословил ее, то долго они еще беседовали о вечной жизни и радости в ней.
По возвращении домой Елена слегла, твердо зная, что больше не встанет. В эти последние дни было ей видение: сама Богородица спустилась к ней и позвала за собой в чудесный дворец: в каждой из комнат дворца с сияющими венцами на головах ее встречали сестры, жившие в прежние годы в обители. Одной из этих сестер вскоре предстояло стать и Елене.
Прославление
Она закончила земную жизнь 28 мая 1832 года. Праведницу похоронили у церкви, выстроенной в Дивеево ее братом. Спустя десять лет две общины, созданные преподобным Серафимом, объединились в единый Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, и в таком статусе они пребывают и ныне. Обитель эту считают четвертым уделом Пресвятой Богородицы на земле — местом, находящимся под Ее особым покровительством (к остальным уделам относят также территорию Иверии (сейчас Грузия), Святую гору Афон и Киево-Печерскую лавру).
В 2000 году в результате раскопок были обретены мощи подвижницы. В том же году она была прославлена как местночтимая святая Нижегородской епархии, а в 2004-м состоялось ее общецерковное прославление.
При подготовке статьи были использованы материалы Серафимо-Дивеевского монастыря.