30 декабря — день памяти пророка Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила.
История о пророке Данииле и трёх отроках
За 600 лет до Р. X. Иерусалим был завоеван царем вавилонским; храм, воздвигнутый Соломоном, был разрушен, а множество народа израильского отведено в плен. Среди пленников находились знатные юноши Даниил, Анания, Азария и Мисаил. Царь Вавилона Навуходоносор распорядился обучить их халдейской премудрости, воспитать в роскоши, при своем дворе. Но они, храня заповеди своей веры, отказывались от излишеств и вели строгий образ жизни; питались они только овощами и водой. Господь даровал им мудрость, а святому Даниилу — дар прозорливости и истолкования снов. Святой пророк Даниил, свято храня веру в Единого Бога и уповая на Его всесильную помощь, мудростью своей превзошел всех халдейских звездочетов и волхвов и был приближен к царю Навуходоносору. Однажды Навуходоносор увидел странный сон, поразивший его, но, проснувшись, он забыл виденное. Вавилонские мудрецы оказались бессильны узнать, что приснилось царю. Тогда святой пророк Даниил прославил перед всеми силу истинного Бога, открывшего ему не только содержание сна, но и его пророческое значение. После этого Даниил был возведен царем в сан начальника Вавилона. Вскоре царь Навуходоносор повелел воздвигнуть свое изображение — огромную статую, которой надлежало воздавать божеские почести. За отказ сделать это три отрока — Анания, Азария и Мисаил — были ввергнуты в пылающую печь. Пламя поднималось над печью на 49 локтей, опаляя стоящих рядом халдеев, а святые отроки ходили посреди пламени, вознося молитву Господу и воспевая Его (Дан. 3, 26 — 90). Ангел Господень, явившись, охладил пламя, и отроки остались невредимы. Царь, увидев это, повелел им выйти и обратился к Богу истинному. При царе Валтасаре святой Даниил истолковал таинственную надпись («Мене, Такел, Фарес»), появившуюся на стене дворца во время пира, предвещавшую падение Вавилонского царства. При персидском царе Дарии святой Даниил, по наветам своих врагов, был брошен в ров с голодными львами, но они не тронули его, и он остался невредим. Царь Дарий возрадовался о Данииле и повелел во всем своем царстве поклоняться Богу Даниилову, «потому что Он есть Бог Живый и Присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно». Святой пророк Даниил глубоко скорбел о своем народе, претерпевающем справедливую кару за множество грехов и беззаконий, за преступление заповедей Божиих — тяжкий плен вавилонский и разорение Иерусалима: «Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено Имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие» (Дан. 9, 18). Святому пророку, праведной жизнью и молитвой искупавшему беззакония своего народа, была открыта судьба народа Израиля и судьбы всего мира.
При истолковании сна царя Навуходоносора пророк Даниил возвестил о сменяющих друг друга царствах и величии последнего Царства — Царства Господа нашего Иисуса Христа (Дан. 2, 44). Пророческое видение о семидесяти седминах (Дан. 9, 24 — 27) поведало миру знамения Первого и Второго пришествий Господа Иисуса Христа и связанных с ними событий (Дан. 12, 1 — 12). Святой Даниил ходатайствовал за свой народ перед преемником Дария — царем Киром, который весьма его ценил, и объявил пленникам свободу. Сам же Даниил и друзья его Анания, Азария и Мисаил дожили до глубокой старости и скончались в плену. Согласно же свидетельству святителя Кирилла Александрийского святые Анания, Азария и Мисаил были обезглавлены по повелению персидского царя Камбиза.
Все лучшее Богу!
История пророка Даниила и трех отроков – Анании, Азарии и Мисаила – начинается в один из самых трагических моментов истории Израиля. «Пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его. И предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского, и часть сосудов дома Божия, – говорится в Священном Писании, – и он отправил их в землю Сеннаар, в дом бога своего, и внес эти сосуды в сокровищницу бога своего» (Дан. 1:1,2).
Однако Навуходоносор взял в плен не только святыни. «И сказал царь Асфеназу, начальнику евнухов своих, чтобы он из сынов Израилевых, из рода царского и княжеского, привел отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом, и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки, и смышленых и годных служить в чертогах царских, и чтобы научил их книгам и языку Халдейскому» (Дан. 1:3,4), – читаем в книге Пророка. Так в халдейском плену оказались лучшие представители Богоизбранного народа. О святом же Данииле и его друзьях сказано, что «даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и сны» (Дан. 1:17).
В этих свидетельствах Священного Писания нам открывается одна важная закономерность духовной жизни. Мы видим, как в Вавилон отбираются самые лучшие из тех, кто мог отдать свои силы служению Израилю. В этом есть особый смысл. Он близок каждому христианину в его обыденной жизни. Его суть в том, что в нашем сердце непрестанно совершается борьба между небом и землей. Делая каждый новый шаг в жизни, мы должны непременно решать, чему посвятить его, на что потратить силы, устремления, надежды. При этом мир, земные потребности и заботы, за которыми скрывается диавольская прелесть, постоянно стремятся оттянуть на себя все лучшие силы человеческой души. В итоге, самые плодотворные часы мы посвящаем работе, самые вдохновенные минуты жертвуем собственным увлечениям, иногда близким, самые свежие силы отдаем тому, что может принести определенную выгоду.
Можно быть честным, искренним, нравственным человеком, но если свои главные силы, устремления человек посвящает не Богу, то гибельность их очевидна
В принципе, в этом проявляется сущность человеческой жизни – в посвящении себя чему-то. Мы созданы Богом для того, чтобы жертвовать, служить Творцу. Человек по природе своей жрец. А значит, себе принадлежать он не может. Но может служить своим страстям, греховным привычкам, даже идеям, мировоззрению. Этим идолам он может посвящать все лучшие силы души. При этом самое гениальное изобретение диавола состоит в том, что он смог убедить людей, что его не существует, что, служа своим порывам, люди не становятся его рабами. Ведь так можно быть даже альтруистом, примерным гражданином, честным, искренним, нравственным человеком. Но смысл остается один и тот же – свои главные силы, устремления человек посвящает не Богу. И пусть это будут даже самые замечательные идеи, если в них нет места Христу, Церкви, то гибельность их очевидна. Ведь грех – это не только явное попадание в нечто темное, злое. Слово грех по этимологии с древнееврейского означает именно «промах, трата сил впустую».
Апостол Павел однозначно говорит о предназначении человека и всего созданного в мире: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!.. Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:33,36). Далее он призывает рабов Христовых: «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:1,2).
Из этих слов ученика Христова мы видим, что смысл христианской жизни состоит в посвящении себя, своих трудов, всего самого лучшего в нашей жизни, даже и незначительных начинаний Богу. «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин, – говорит Апостол. – Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя» (Евр. 11:4,17,18). Добрый труженик на ниве спасения тот, кто утвердился в сознании: «Я не свой». А значит все, что нам дано в жизни – Божие. И дано не просто в пользование, а для служения Творцу, как в притче о талантах. И Господь потребует отчета не из-за Своей жестокости. Нет, причина в другом. Она состоит в том, что все равно служить кому-то, отдавать себя человек будет. Но если он не ставит целью посвятить свою жизнь Христу, послужить Ему тем, что имеет, значит, он служит кому-то другому.
Но как же человек может избежать этого фатального самообмана?
Осознание того, что все в жизни даровано Господом и Ему принадлежит, способно сделать и самую обыденную работу посвященной Христу, исполненной Его духом
Вернемся к повествованию о пророке Данииле и трех отроках. Навуходоносор поручает собрать лучших израильских отроков своему привратнику Асфеназу (Дан. 1:3). Его имя переводится как «человек с гневным лицом». А гнев – это признак неудовлетворенности своим положением, жизнью, происходящим вокруг. И вот именно такой настрой понуждает человека все свои силы посвящать достижению тех спорных целей, которые он сам себе наметил как первостепенные. И среди них первое место занимает комфорт. Причем комфорт в любом виде – материальный, социальный, мировоззренческий, даже нравственный. Конечно, это не означает, что христианин не имеет права на благоустроенную жизнь в плане добрых отношений с близкими, хорошего положения в обществе, даже материального обеспечения. Но все это не должно стать целью, стимулом и мотивом его деятельности. То есть христианин не восстает против внешних обстоятельств жизни, но они не должны направлять вектор его усилий. Поэтому главный принцип христианской жизни – благодарность Творцу. Именно благодарение Богу, осознание того, что все в жизни даровано Господом и Ему принадлежит, способно освятить всякое начинание, сделать и самую обыденную работу посвященной Христу, исполненной Его духом. Это расположение души дает возможность без колебаний отдавать Богу все самое лучшее, самое дорогое. Таким образом, благодарный человек не может быть недовольным, не исполняется гнева и злобы.
Вот какой глубокий смысл содержит Божественное Откровение в повествовании о начальной истории пророка Даниила и трех отроков. Да и вся их дальнейшая жизнь является для нас добрым примером посвящения лучших сил души прославлению Бога. И это пусть станет еще одним напоминанием для христианской души о вечном и самом важном вопросе: «Для чего я?»…
Автор: Роман Савчук, pravoslavie.ru