Боголюбская икона Божией Матери – одна из древнейших русских икон. Написана в середине XII века, почитается чудотворной. Её история очень интересна. По легенде, в 1155 году, во время перенесения будущей Владимирской иконы Божией Матери из Вышгорода в Залесье, князю Андрею Боголюбскому явилась Богородица и наказала поставить икону во Владимире. Князь выполнил наказ, разместив святыню в Успенском соборе Владимира, кроме того, заказал для нее драгоценный оклад. В том месте, где князь увидел Богоматерь, он основал свою резиденцию, а для расположенной на ее территории церкви повелел написать икону, изображающую его видение. Сегодня она известна как Боголюбская икона Божией Матери.
Образ относится к иконографическому типу Агиосоритисса. Богоматерь изображена в полный рост, сложившая руки в молитвенном жесте. Господь, к которому обращена молитва Богоматери, изображен в правом верхнем углу иконы. В руке у Богородицы мы видим развернутый свиток с текстом молитвы к Сыну.
Боголюбская икона Божией Матери отличается тонким и возвышенным письмом. Очевидно, ее написал выдающийся мастер, приглашенный из Византии, либо русский иконописец, хорошо знакомый с современной византийской живописью.
С конца XVIII века икона Боголюбской Богоматери широко почитается по всей Руси. Она особенно прославилась в 1771 году во время эпидемии чумы, которая прекратилась, когда икона была перенесена из Боголюбского монастыря во Владимир. С тех пор каждый год торжественная процессия носила икону по городам и селам Владимирской губернии.
Вероятно, из-за этого, а также из-за своей древности Боголюбская икона к началу XX столетия оказалась в плачевном состоянии. В разные времена образ многократно поновлялся, иногда довольно радикальными и антинаучными методами. Первая научная реставрация, а вернее сказать консервация иконы была проведена лишь в 1918 году. Она проходила под руководством известных исследователей древнерусского искусства И. Э. Грабаря и А. И. Анисимова.
Боголюбская икона, как особо почитаемый образ, имеет множество списков. Самый древний из них был создан еще в начале XIII века для приходской церкви села Зимарово Рязанской губернии. Эта икона известна как Боголюбская-Зимаровская. По легенде, во время нашествия татар образ стоял над воротами города Пронска, откуда был сброшен, расколот на две половины и вышвырнут в кусты. Чудесным образом обе части иконы срослись сами собою. С тех пор святыня почиталась чудотворной и прославилась многими чудесными исцелениями. В 1925 году Боголюбская-Зимаровская икона исчезла, с тех пор о ней ничего не известно.
Некоторые списки Боголюбской Богоматери сильно отличаются от нее по композиции. Например, икона Боголюбская-Московская, написанная в начале XVIII века, представляет Богоматерь в окружении коленопреклоненных апостолов, местно-чтимых святых и московских митрополитов. Известно несколько списков из Соловецкого монастыря, где перед Богородицей изображены святые Зосима и Савватий Соловецкие.
Икона Боголюбская-Юрьевская прославилась многочисленными чудесами. По легенде, в середине XIX века она предотвратила эпидемию холеры в тех селах и городах Калужской губернии, куда она была принесена. Во время эпидемии умерла одна женщина, но после неустанных молитв ее мужа перед Боголюбским образом она воскресла. С тех пор с Боголюбской-Юрьевской иконой ежегодно совершали крестные ходы.
По материалам работ И.И.Мосина.