Изначально освящались только крупные объекты — города (Константинополь), храмы. Эта традиция идет еще с языческих времен (в Риме жрецы так и назывались — понтифики, „строители мостов“, и ни одно серьезное дело не проходило без освящения). Античные люди обожали амулеты-обереги, заговоры и прочие „волхвования“. Потом это перешло и на христиан, хотя и в несравненно меньших масштабах. По сути, это элемент адаптации к простонародному архаичному „магизму“: богословы ворчат и не очень-то одобряют, но священники-практики считают полезным.
Павел Кузенков, кандидат исторических наук, доцент истфака МГУ, преподаватель Сретенской духовной семинарии
Тут возник вопрос: зачем освящать вещи, дома, машины? Нет ли здесь чего-то неправильного?Думаю, что ответить на этот вопрос односложно достаточно непросто, поэтому многословлю.
Освящение любого рода — это посвящение Богу. Это вовлечение всего в мир Христов. Христианин преображает мир вокруг себя, мистически возвращая оторванное грехом у Бога обратно Богу и через Него уже — нам, людям. Иными словами, мы предлагаем Богу в жертву то, чем собираемся пользоваться, помня о том, что всё подано Им ради нашей пользы.
Христианское освящение — это не магическое наделение вещи или еды какими-то волшебными свойствами (что не отменяет возможного сверхъестественного действия благодати Божией, отметим!). Поэтому при необходимости его может совершить любой богобоязненный человек, и в вопросах внутирисемейных так и происходит. Окропить святой водой с молитвой новую вещь: технику, еду, одежду, картину, подарки и пр. может любой член семьи.
Но именно потому, что мы не случайное скопище самих по себе спасающихся людей, а единая Церковь Христова, обязанность освящения основных, глобальных вещей и ситуаций находится в прерогативе священнослужителей, которым по молитве всей Христовой Церкви подается особая благодать. Поэтому мы и приносим в храм на освящение снеди и иконы, машины (как часть дома) и приглашаем священников освящать наши дома.
Церковь — это единый организм, в котором у каждого свое служение. При экстремальной необходимости, конечно, машину и квартиру, и пасхи с куличами может освятить и мирянин. И я не сомневаюсь в ниспослании благодати Святого Духа по этому освящению. Но это если нет возможности поступить по-нормальному — то есть пригласить того, кто и обязан всё это делать — священника.
И уж совсем странно освящать что-либо самому, просто жалея копейки на пожертвование священнику или не желая идти в храм…
***
Понятно, что вовлечь в мир Христов, вернуть оскверненное грехом можно только через очищение. Поэтому сомнительно «освящать» то, что заведомо будет использоваться для греха — стриптиз-клубы, казино, публичные дома и т.п.
Теперь что касается освящения оружия. Это сложная тема . Потому что нам, живущим в 21 веке, предлагается мыслить средневековыми категориями. Лично я не в восторге от освящения какой-нибудь баллистической ракеты «Сатана» (В России она называется Р-36М — Ред.). Но это действие имеет свое место в христианской иерархии ценностей и есть следствие несколько устаревшей категории мышления: «мы — благочестивые христиане, и наши войны — это сражения ради спасения людей и обращения их ко Христу, поэтому и оружие наше — не оружие убийц или разбойников, а часть нашей наполненной скорбями и нападениями врагов жизни».
Комментировать это не буду. Но знамена считаю полезным освящать, напоминая воинам, что их задача — восстанавливать справедливость именем Христовым, а не разрушать хрупкий мир.
На практике всё сложно, отметим деликатно. Война вообще грязное и циничное занятие, которое «освятить» весьма проблематично без покаяния её участников…
Игумен Силуан (Туманов)