Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной Войны
Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота!» — такими словами, обратился по радио Верховный Главнокомандующий товарищ Сталин ко всему советскому народу на двенадцатый день после нападения фашистской Германии. Атеизм составлял тогда основу идеологии. В стране в самом разгаре была так называемая «безбожная пятилетка», по окончании которой в 1943 году должен был быть закрыт последний храм и уничтожен последний священник. Возможно, Сталин еще и сам не знал, что в эти страшные первые дни войны указывает своему народу на единственный путь спасения от нагрянувшей беды. На Того, Который Сам есть Путь, Истина и Жизнь. Того, Кто устами священников с церковного амвона в течение многих веков обращался к чадам Своим этими первыми словами храмовой проповеди: дорогие братья и сестры! В первый день войны, 22 июня 1941 года, когда Русская Православная Церковь чествовала всех святых в земле Российской просиявших, Местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий произнес «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором призвал русский народ на защиту Отечества: «Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг. Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: Больше сея любви никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин.15:13)… Положим же души свои вместе с нашей паствой… Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу». Слова будущего Патриарха оказались пророческими — в светлые пасхальные дни великая победа былаодержана! И цена этой победы тоже была велика — свыше 20 миллионов жизней. Православие стало одной из составляющих того патриотизма, который воодушевлял солдат на борьбу с врагом. Только по официальным данным 50% населения оставались верующими. Религиозное пробуждение коснулось всей армии — от рядовых бойцов до генералитета. О вере последних сохранились свидетельства очевидцев. Так, начальник Генерального штаба Б. М. Шапошников носил на груди образ святителя Николая. Маршал Г. К. Жуков всю войну возил в штабной машине Казанскую икону Божией Матери. Генерал Лобанов 16 февраля 1944 года при взятии г. Луки вызвал священника М. Образцова и попросил отслужить благодарственный молебен об одержании победы в присутствии всего штаба, рядовых красноармейцев и жителей окрестных деревень. Беспрецедентный случай произошел в Вене в 1945 году, когда по приказу маршала Толбухина в дар православному собору был отлит колокол с надписью: «Русской Православной Церкви от победоносной Красной Армии».
Велико участие духовенства в деле поднятия религиозного духа армии. Велик молитвенный подвиг, который подъяли на себя уцелевшие во времена репрессий молитвенники земли русской. Одним из них был преподобный Серафим Вырицкий, тысячу дней и ночей простоявший на молитве о спасении погибающей Родины. Можно вспомнить также митрополита Николая (Ярушевича). Его работа в Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию немецко-фашистских злодеяний требовала частых выездов в прифронтовую зону. Там митрополит совершал богослужения в местных церквах, произносил свои пламенные проповеди и утешал исстрадавшийся народ, вселяя в него надежду на всемогущую помощь Божию, призывая паству к верности Отечеству. Ленинградский митрополит Алексий (Симанский) все страшные годы блокады оставался со своей паствой и в блокадном аду сумел воодушевить верующих на сбор средств для фронта. С 22 июня 1941 года по 1 октября 1944 года жители Ленинграда пожертвовали на нужды фронта ценностей на общую сумму свыше 27 миллионов рублей. Духовенство осажденного города несло свои подвиг. Протоиерей Николай Ломакин, давая показания на Нюрнбергском процессе, рассказывал, что в ленинградских храмах ежедневно отпевали по 100-200 умерших. 30 декабря 1942 года митрополит Сергий (Страгородский) обратился к архиереям, священникам и приходским общинам Русской Православной Церкви с призывом: «Повторим от лица всей нашей Православной Церкви пример преподобного Сергия Радонежского и пошлем нашей армии вместе с нашими молитвами и благословением вещественное показание нашего участия в общем подвиге: соорудим на наши пожертвования колонну танков имени Димитрия Донского». Создание танковой колоны было не единственным случаем изготовления военной техники на церковные деньги. По инициативе прихожан Казанской церкви г. Ельца на собранные ими 50 тысяч рублей был отправлен на фронт танк, названный в честь святого князя Александра Невского, и началось формирование воздушной эскадрильи, так же названной именем великого национального героя. Как будто из долгого плена стали выходить почти забытые имена наших великих русских полководцев: Александра Невского, Димитрия Донского, Александра Суворова. Великое горе заставило обратиться к Богу с молитвой даже тех, кто недавно разрушал храмы, гнал Церковь, осквернял святыни. Становясь свидетелями чудес, которые во множестве совершались в критических военных ситуациях, недавние воинствующие безбожники меняли свое отношение к Богу. Поменяло свое отношение к Церкви и советское руководство.
После известной, состоявшейся в 1943 году (том самом, когда должна была завершиться «безбожная пятилетка») встречи Сталина с тремя оставшимися на свободе архиереями, произошел перелом в отношениях между государством и Церковью: был соборно избран Святейший Патриарх, замещено большинство архиерейских кафедр, вдовствовавших по причине расправы над теми, кто их занимал. Было открыто 20 тысяч храмов, и все они были переполнены молящимися. Возобновилось издание «Журнала Московской Патриархии». Свободы Церковь не обрела, но была избавлена от полного уничтожения и получила возможность легально осуществлять свою миссию в мире в то время, когда ее помощь была незаменима. Рожденная от Духа, она давала своим чадам возможность жить в Духе, дарила надежду, укрепляла веру, призывала к любви. В это героическое время максимального напряжения всех человеческих сил, русская культура, придушенная идеологической петлей, получает глоток свежего воздуха. Патриотическая тема становится главной, в том числе в таком близком народному сердцу жанре, как песня. Зазвучавшие в самые первые дни народного горя слова «Священной войны» помогли людям по- новому осмыслить происходящие события. Они почувствовали себя участниками и героями Священной истории, которая творится в сфере земного бытия, а направляется непостижимым Промыслом, лежащим в надмирной сфере бытия Божественного. Эти, оставшиеся в народной памяти, сигналы из военного прошлого нам, выросшим в мирное время и не испытавшим всех ужасов войны, нужно бережно хранить и пресекать всякие попытки фальсифицировать историю. Военные песни — это память прошлого, которую мы должны беречь, чтобы не оказаться беззащитными перед новыми угрозами.
Протодиакон Игорь Михайлов