Стоит ли вставать на молитву, когда думаешь о дурном? Как научиться молитве? В чем сила иисусовой молитвы? И почему молитва рождается от любви? Вот что говорят о молитве святые, подвижники и другие выдающиеся исповедники веры:
1. Услышана бывает молитва, об этом знает сердце молящегося, когда он искренно молится. Это не значит что всякое наше желание немедленно исполняется так, как нам этого хочется, это может и быть — и тогда молитва является непосредственно чудотворной, — может и не быть, но молитва искренняя, сердечная всегда имеет действие и всегда исполняется, она всегда чудотворна, ибо движима всесильным и страшным Именем Божиим. Молись, человек, научись молиться, и великая сила, радость и спокойствие будут с тобою.
Протоиерей Сергий Булгаков
2. Чем более мы чувствуем себя оставленными, тем необходимее молиться; именно это, вероятно, испытал однажды один старец, когда он молился, а дьявол смотрел на него и бормотал: «Лицемер, как ты смеешь молиться с таким гнусным умом, полным мыслей, которые я в нем вижу?» Он ответил: «Именно потому, что мой ум полон мыслей, которые мне противны и с которыми я борюсь, я и молюсь Богу».
Митрополит Антоний Сурожский
3. Молитесь о всех близких и дальних искренно, ибо мы можем в сердечной молитве соприкасаться духовно со всеми любовью своей, хотя с иными всю жизнь не видимся. Молитва всех объединяет, согревает, освящает, укрепляет. Например, близкого тебе человека ты почему-то не можешь видеть и говорить с ним, но молитвой о нем искренней ты можешь приблизить его к себе, к своему сердцу так, как бы он был с тобою. Он будет в сердце твоем, и ты можешь согреть сердце его твоей любовью и помочь ему в делах его.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
4. Дерзновение молитвы рождается только в дерзновении любви. Вот почему Макарий Великий говорил, что «молитва рождается от любви». В том, что «молитва рождается от любви», — и вся тайна, и все объяснение молитвы. Можно прочитывать множество акафистов и тысячи раз перебирать за день четки, но, не имея любви, то есть скорби о людях, еще не начать молиться. И так «не начинать» можно всю жизнь. Поэтому Антоний Великий говорил: «Возлюбим скорбь, чтобы обрести Бога». Он не говорил: «Будем искать скорбь» — но «возлюбим» ее, потому что — хотим мы или не хотим — она есть чаша, подносимая нам Христом, и в этой чаше мы приобщаемся к молитве. Вне же скорби о людях мы имеем еще не молитву, но только «исполнение правила».
С. И. Фудель
5. На языке, говоришь, молитва, а на уме — Бог весть что; и потому думаешь, не оставить ли в таком случае молитву. Нет, не оставляй. Лучше сухим хлебом питаться, чем остаться совсем без хлеба. Должно понуждать себя к молитве, хотя бы она была и рассеянная. Молиться с самопонуждением состоит в нашей воле; а молиться с умилением зависит от Бога. Мы же должны молиться молитвою, какою можем, а за самопонуждение Бог даст и умиление в свое время, когда ему благоугодно будет.
Преподобный Иосиф Оптинский
6. Как нам научиться молитве? А видали ли вы, как учат маленьких детей ходить? Ребенок пройдет несколько шагов без посторонней помощи и упадет, его поднимут, поставят, и он опять пробежит несколько шагов и снова упадет, его опять поставят и т. д. Точно так же и наша мысль! Трудно ей пребывать на высоте молитвенного подвига, она часто падает с высоты небесной на землю, в тину житейских будничных мыслей, подымай ее тогда, возбуждай снова к молитве до тех пор, пока не придет к тебе Тот, Который может положить предел непостоянству твоей мысли.
Митрополит Трифон (Туркестанов)
7. Молитву Иисусову — «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (грешную)» — читать надо, но читать просто. Совсем, совсем просто. В простоте вся ее сила. Нельзя думать ни о каком «творении» или «сердечном делании молитвы», как это было у святых отцов и у пустынников. Последнее является действительно трудным и великим подвигом, опасным для новоначальных и невозможным в миру. Чувство является уже от простого повторения великих слов молитвы и через него появляется и молитвенное настроение. Одно имя Иисуса, произносимое с горячей любовью, будет само по себе очищать всего внешнего и внутреннего человека и само творить в душе его молитву, невзирая на окружающее.
Святой праведный Алексий Мечев