Термин «Знамение Пресвятой Богородицы» употребляется в двух значениях: как определенный тип иконы Божией Матери и как русский православный праздник этой Иконы, отмечаемый 10 декабря.
Икона изображает Пресвятую Богородицу, молитвенно поднимающую Свои руки: на груди Ее, на фоне круглого щита – благословляющий Божественный Младенец. Богоматерь изображена в полный рост (стоящей) или по пояс. Такое изображение относится к числу самых первых иконописных образов Пресвятой Богородицы – он обозначается латинским термином Оранта, Молящаяся – и олицетворяет Заступницу мира. Иконы данного типа, именуемые «Знамение», появились впервые на Руси в XI–XII вв. У нас эту икону стали считать заступницей от врагов, и это связано с прославлением чудотворной новгородской иконы в 1170 году. Тогда и появилось само название «Знамение».
На уровне исторической этимологии, слово «знак» (евр. oth, греч. сэмэйон (отсюда «семиотика» – наука о знаковых системах), лат. signum) – это боевой значок армии или подразделения (в древности такие значки заменяли воинские знамена); в переносном значении – некий символ, пророческий знак, чудо, явленное через какое-либо знамение. Мы говорим (и творим) «крестное знамение» – это видимый знак (знамя!) христианина. Сам Христос – «знамение пререкаемое» (Лк 2,34). Поэтому Своему «недоброму поколению» (или «роду лукавому»), упрямо требовавшему знамения, Христос дал только одно – «знамение Ионы пророка» (Мф 12:38–40; Лк 11:29–30). Для уверовавших же, «знамение Сына Человеческого» – это Животоворящий Голгофский Крест.
В 1170 году соединенные силы владимиро-суздальской Руси, возглавляемые сыном Андрея Боголюбского, осадили Великий Новгород. Дни и ночи молились новгородцы Господу, умоляя не оставить их в беде. На третью ночь архиепископу Илие был дивный голос, повелевающий взять из церкви Преображения образ Богоматери и вынести его на городскую стену. Во время перенесения иконы одна из стрел противника вонзилась в иконописный лик, и из глаз Богородицы потекли слезы. После такого Божественного знамения на врагов напал ужас, и они стали побивать друг друга. Вступив в бой, ободренные новгородцы победили.
Таким образом, праздник установлен в память одного из кровавых эпизодов на Руси, когда один князь шел на другого, призывая на помощь Богоматерь. Новгородская республика была в те времена как отдельное государство, со своим укладом, своими обширными границами, мощной торговлей и свободными гражданами.