Хэллоуин — уже традиционно воспринимается нами, как праздник нечистой силы. Его история восходит к языческим верованиям кельтов, однако христиане Запада именно в этот день установили большой и радостный праздник — «День всех святых». Такой выбор, конечно же, был не случаен. Он связан с именем первого ирландца-христианина, не испугавшегося выступить против сил тьмы в те дни, когда по верованиям его народа, зло получало особое могущество. Этим человеком был святой Патрик.
Мифология Хэллоуина корнями уходит в кельтское язычество. В их календаре на этот день приходится праздник Самайн.
Самайн или Сауин (англ. Samhain [ˈsɑːwɪn], [ˈsaʊ.ɪn], [ˈsaʊn] — сауин, саун; гэльск. Samhuinn[ˈsaũ.iɲ] — сауинь; ирл. Samhain [ˈsˠaunʲ] — саунь) — кельтский праздник окончания уборки урожая. Знаменовал собой окончание одного сельскохозяйственного года и начало следующего. Длилось празднество семь суток (по трое суток до и после самого самайна).
Древний кельтский год был разделен на два сезона: холодный и теплый. На календарной табличке, найденной в 1897 году во французском городке Колиньи, каждый день имел пометку «Мат» или «Ant», то есть удачный или неудачный. Концепт доброго и злого времени можно встретить и в знаменитой эпической поэме «Похищение Быка из Куальнге», где ученик друидической школы спрашивает своего учителя, благоприятны ли знамения для сегодняшнего дня или нет.
Самайн считался началом нового года, однако новогоднего настроения он явно не вызывал. Это был самый опасный и зловещий день во всем календаре. Юлий Цезарь, ведя войны в Галлии, комментируя некоторые кельтские религиозные представления, отмечал, что в день Самайна открывалась дверь между мирами, и боги свободно входили в пространство человеческой жизни. Дорога была открыта в оба конца. Люди тоже могли проникать в мир иной, но часто это был one-way ticket — билет в один конец. Кельтские боги не любили незваных гостей и сами были гостями ужасными. Разгуливая в этом мире, они скорее напоминали выпущенных из клеток зверей.
Согласно «Битве при Маг Туиред», они постоянно воевали друг с другом, а встреча с людьми превращалась в резню. Не было ни одной армии, которая смогла бы им противостоять. От богов можно было только откупиться жертвоприношениями. Согласно Диодору Сицилийскому в качестве «новогодних подарков» на Самайн кельты иногда приносили даже человеческие жертвы.
Самайн тесно связан со вторым большим сезонным праздником кельтского календаря Белтайном, который отмечался 1 мая. Согласно сообщению святого Кормака, ирландского епископа X века, в течение Белтайна друиды строго следили, чтобы никто не разводил огонь. Первым в эту ночь должен был загореться священный костер на холме Тара, который служил защитой от грозящей катастрофы. В «Книге Завоеваний» говорится, что именно в Белтайн страшное моровое поветрие уничтожило первых людей, населявших Ирландию — эпидемия была столь яростной, что мертвецов даже не успевали хоронить. И именно в Белтайн, согласно «Книге бурой коровы», богами было уничтожено второе население Ирландии, пришедшее сюда через тридцать лет после катастрофы с моровым поветрием.
Как видим, Белтайн также трудно назвать праздником. Это скорее был национальный траур и всенародное выражение ужаса перед «божественным геноцидом». В ночь на первое мая под страхом смерти должны были быть потушены все костры. И за всю историю, только единственный человек осмелился нарушить это указание. Им был просветитель Ирландии святой Патрик. Его встреча с друидами и верховным королем Ирландии произошла именно в ночь Белтайна, который, согласно преданию, в тот год совпал с христианской Пасхой.
Патрик не побоялся развести костер на соседнем холме. Ужас охватил друидов. Один из них прорек верховному королю, что если этот огонь не потушить сейчас же, то его пламя распространится по всему острову, разрушив старую веру и ее страхи… Так, собственно, и случилось. Как известно, миссия равноапостольного Патрика была невероятно успешной. Примерно за полвека Ирландия из страны, где царили дикие жертвоприношения, превратилась в «остров ученых и святых». Люди перестали бояться «незваных гостей» из потустороннего мира. Кельтское общество было радо освобождению от сомнительного «культурного наследия» язычества, требующего смертоубийства и наводящего ужас. Бояться теперь было нечего. Ведь Тот, Кто победил ад, разрушил и двери адского Самайна.
Именно в этот день кельтские христиане в VIII веке начали отмечать память всех святых, которые как бы стали «армией», остановившей рассвирепевшие полчища языческих демонов. Таким образом, христианство не вытеснило из народной памяти важную для всей кельтской культуры дату, но наполнило ее новым смыслом.
Идея «христианского Самайна» — когда воины Христовы встают на защиту людей от озлобленных духов, вышедших на охоту — так понравилась Риму, что столетием позже Папа Григорий IV сделал 1 ноября общим для всей Католической церкви праздником в честь «Всех святых», а Карл Великий повелел отмечать этот праздник по всей империи франков.
Религия кельтских друидов зачастую очень далека от той романтики и доброго волшебства, которые приписывают ей сегодня в кино и книгах. Вся история Самайна, или того что сейчас называют Хэллоуином, связана с весьма страшными верованиями и традициями духовной жизни языческих кельтов. Лишь приняв Христа Воскресшего как победителя смерти, кельты победили и собственные страхи. Смертоносный Белтайн наполнился радостью о Христе Воскресшем, а грозный Самайн стал обычным новогодним торжеством – добрым и веселым.
Россиянам не интересен Хэллоуин, — результаты опроса
Как показал опрос ВЦИОМ в России этот праздник мало кому интересен.
Так, согласно проведенному исследованию, подавляющее большинство россиян (90%) обычно не никак не отмечают иностранный праздник, сообщает РИА Новости.
Празднуют его только 7% респондентов, в основном молодежь.
«Однако в молодежной среде этот праздник приобрел большую популярность, нежели в кругу пожилых людей», — отмечается в пояснении к опросу.
Из тех, кто отмечает Хэллоуин 24% молодые люди от 18 до 24 лет и только 4% тех, кому за 60.
Из зарубежных праздников у жителей России наибольшей популярностью пользуется День святого Валентина, который, так или иначе, отмечают 37% опрошенных. Из этого числа, 67% составляют молодые люди 18-24 лет.
Вцелом же к иностранным празднествам россияне относятся спокойно, считая, что отмечать их или нет – личное дело каждого (80%).
Опрос проводился 18-19 октября 2014 года среди 1,6 тысячи человек в 130 населенных пунктах России.
Хэллоуин отмечается в ночь с 31 октября на 1 ноября. История этого праздника уходит в дохристианскую эпоху Ирландии, Северной Франции и Англии.
В эту ночь принято одеваться в костюмы нечистой силы и устраивать маскарады. Неотъемлемый символ Хэллоуина – «тыквенная голова» — тыква со свечкой внутри, символизирующая одновременно окончание сбора урожая, злобный дух и огонь, отпугивающий его.
Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон о Хэллоуине
Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон 29 октября опубликовал в своем блоге открытое письмо студентам Института гуманитарного образования и информационных технологий, посвященное празднованию Хэллоуина. С любезного разрешения владыки мы предлагаем этот текст читателям «Фомы».
Открытое письмо студентам ИГУМО, участвовавшим в круглом столе «Хэллоуин в России: за и против»
Дорогие друзья!
Я пишу вам, потому что после нашей встречи на круглом столе продолжаю думать о вас и мысленно беседовать с вами. Мне хотелось бы продолжить нашу дискуссию об этом пресловутом празднике, который вы вскоре собираетесь отмечать в стенах вашего вуза. Мы о многом, связанном с ним, не успели толком поговорить. О том, допустимо ли шутить, оскорбляя своими шутками других; о том, что такое праздник в общем смысле этого слова; о том, над чем можно смеяться, а над чем не стоит; о том, чем отличается актерское искусство от кривлянья и гримасничанья. Есть еще более важные темы, которые касаются того, что и как празднуется в ночь с 31 октября на 1 ноября. Нужно поговорить о том, что такое добро и зло, в чем источник того и другого.
Я приглашаю вас и всех, кого интересует эта тема, продолжить наш разговор.
Защитники этого празднования говорили о его светском и шуточном характере. Но, наверное, вы согласитесь, что это контркультурный праздник и именно с этим связана его популярность у молодежи. Вас привлекает возможность в эту ночь «оторваться по полной», вести себя развязно, оправдывая свое поведение участием в «празднике», который легализует то, что обычно считается неприличным и недопустимым.
Боюсь, что вы таким образом даете власть над собой тому злу, которое хочет укорениться в нашей испорченной грехом человеческой природе. Распуститься легко, трудно будет потом собраться. Зло прилипчиво и заразно. Оно хочет овладеть всей вашей душой. Уступка ему на один день или ночь укрепит его позиции в вашей душе.
Мне кажется, многих из вас привлекает и инфернальная мистика этого праздника. Вам надоела обыденность, вы хотите прикоснуться к тайне зла и смерти. Конечно, человеку нельзя не размышлять об этом. Как победить зло? Что будет после смерти? Можно и нужно это узнать. Но принимая условия игры этого «празднования», вы входите в мистические области со стороны зла, а не добра.
Вы думаете, мои дорогие, что празднуя этот день (или ночь), вы не участвуете в языческом культе или сатанинских обрядах. Но действия, которые вы совершаете, отмечая этот «праздник», имеют символическое значение и приобщают вас, хотите вы этого или не хотите, ко злу. Зло в нашем мире всегда прикрывается добром, всегда предлагает какие-то «радости» и удовольствия, как приманку на крючке смерти, страдания и несвободы.
Кроме того,
зло не безличная сила, оно персонифицировано, и его основатель совсем не похож на романтический, привлекательный образ «благородного» Воланда из «Мастера и Маргариты». На деле он страшно гадкий, лживый и омерзительно противный. Что-то вроде Горлума из «Хоббита», только Горлума, заполучившего Кольцо.
Образы зла, которые являются атрибутами «праздничного» действа имеют связь с реальным злом, но представляют его вполне приемлемым и допустимым.
Хочу предупредить вас об опасности через это светское и шуточное празднование вступить в контакт со злом, приобщиться злу, которое с вами шутить не будет. Последствия участия в этом празднике могут быть очень печальны, хотя и не сразу заметны.
Если же вас действительно интересует мистика, вопросы взаимоотношения добра и зла, жизни после смерти; если вы хотите быть по-настоящему всегда радостны, счастливы и свободны, мы можем продолжить наш разговор.
Статья составлена с использованием материала журнала «Фома», foma.ru
Читайте также на нашем сайте: О веселом празднике тыквы Хеллоуин