Три истории старца Паисия о молитве

  

Преподобный Паисий — истинный светильник современного православия, привел к вере сотни тысяч людей по всему миру. На духовном пути старец вдохновлялся примерами наставников, которые бережно хранил в своем сердце. В этой книге собраны его истории не только о монахах-подвижниках, но и — что особенно важно для нас — рассказы о благочестивых мирянах, праведность которых воодушевляла самого святого. Сегодня предлагаем вам некоторые из этих историй.

Три истории старца Паисия о молитве

«У меня правило!»

Когда я пришел в монастырь, меня как новоначального поставили помогать трапезнику. Тогда один старенький монах восьмидесяти лет, совсем дряхлый, попросил, чтобы иногда я приносил ему в келью суп.

И вот, заканчивая послушание, я наливал в тарелку суп и нес ему. Как-то раз это увидел один брат и завел мне свою шарманку:

«Ты вот что, особо не приучай его к хорошему!.. А то приучишь, он станет просить одно, другое и совсем тебе никакого покоя не даст. Будешь возиться с этим стариком и даже правила исполнять не сможешь! У-у, ты еще не знаешь, как он меня замучил своими просьбами! Я ему тоже как-то раз помог, когда он простудился, так он меня потом вообще в покое не оставлял! То и дело стучал мне в стену: „Окажи любовь, завари мне чайку!“ Потом: „Окажи любовь, помоги повернуться на другой бок!“ Через несколько минут опять тук-тук и: „Окажи любовь, положи мне на поясницу горячий кирпич!..“Налей чай — дай кирпич!.. Налей чай — дай кирпич!.. А у меня правило!.. Когда мне его совершать?! Этот старик меня до белого каления довел!..»

Представляешь, что творится? Страшное дело! Старый человек за стенкой страдает, стонет, просит о помощи, а монах не хочет идти, чтобы не прерывать правила!.. Это признак совсем ледяного, бездушного состояния. Да какие тут могут быть сомнения: для Бога именно кирпич и чай имели бы гораздо большее значение, чем любое количество «безукоризненных» поклонов и четок!

Ведь стоя со своими четками перед Христом, тот монах просил Его: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» — но при этом огрызался на своего страдающего ближнего: «А ну оставь меня в покое!»

О молитве за рулем

Помню, ко мне в каливу пришел один человек. Он был почти в отчаянии: по невнимательности он сбил на дороге ребенка, но, слава Богу, тот остался жив.

Этот человек повторял: «Я преступник и заслуживаю наказания». — «А когда ты его сбил, ты молился?» — спросил я. «Нет», — ответил он.

«Наказания ты заслуживаешь, — ответил я, — но не столько за то, что сбил ребенка. Ты заслуживаешь большего наказания за то, что не молился».

И я рассказал ему про одного своего знакомого. Он был государственный служащий, но достиг высокой меры добродетели. Он постоянно творил молитву Иисусову: и на работе, и в дороге, везде. Молитва у него стала самодвижная, из его глаз текли слезы славословия и радости. Даже документы на его рабочем столе были мокрыми от слез. Поэтому он хотел оставить работу, готов был на меньшую пенсию.

И вот он приехал на Афон и пришел ко мне в каливу, чтобы спросить, как ему жить дальше. «Работу не бросай, — сказал я ему. — А если коллеги станут допытываться, почему ты плачешь, отвечай: „Знаете, что-то вспомнил своего покойного отца“».

Так вот, однажды этот человек тоже вел машину, и неожиданно перед ним на дорогу выскочил ребенок. Столкновения было не избежать: от удара ребенок отлетел как мячик. Но потом оказалось, что он ничуть не пострадал. Это Бог сохранил от беды, потому что даже за рулем этот человек не переставал молиться.

«Молюсь за них, сколько могу»

Как-то во время сильной засухи один монах на Афоне молился так: «Боже мой, прошу Тебя, дай людям немного дождя. Не ради нас: мы монахи и дали обет жить в подвиге. Пожалей бедных людей в миру, которые страдают и тем не менее от лишения своего уделяют что-то и нам. Если бы я был в добром духовном устроении, Ты бы меня услышал и люди бы не страдали. Я знаю, что я великий грешник, но разве справедливо, чтобы из-за меня страдали другие? Так помоги же им! У них не остается времени на молитву — вот я и молюсь за них, сколько могу». Часа через полтора пошел дождь: над всей Македонией, Фессалией и Афоном!

По материалам портала о православной литературе: pravchtenie.ru