Знаменитый геолог Павел Владимирович Виттенбург говорил, что у него в жизни было три сокровища: наука, дети и любимая жена Зинаида. Павел и Зинаида познакомились в 1909 году в Петербурге. Зина была студенткой 3-го курса Женского медицинского института, а Павел только что окончил Тюбингенский университет и, вернувшись в Россию, устроился на штатную должность в Геологический комитет. Оба они были бедны, горячо любили науку и, как многие молодые люди того времени, мечтали служить народу. Павел и Зина полюбили друг друга, между ними завязалась переписка, и вскоре молодые люди решили пожениться. Их обвенчали в петербургской церкви святого Мефодия Патарского на Песках.
Через год, после рождения первого ребёнка, дочери Вероники, Виттенбурги построили домик в петербургском пригороде Ольгино, где прожили до 1930 года. Павел многие месяцы проводил в геологических экспедициях, а дома готовил к публикации отчёты о научных путешествиях. После революции, в 1920-е годы, Павел Владимирович стал одним из организаторов советской геологической науки. Зинаида Ивановна трудилась фельдшером в местной больнице, занималась домом и тремя дочерьми, и находила время, чтобы помочь супругу, редактируя его рукописи.
Поскольку Павел и Зинаида много трудились, вся семья собиралась вместе лишь по вечерам и в воскресенья. Тогда, как пишет в своей книге воспоминаний дочь Виттенбургов Евгения, «папа спрашивал нас, что мы делали, что видели, что узнали, обсуждали планы. За разговором выяснялись разные животрепещущие вопросы, маленькие и большие». Даже в советское время в семье Виттенбургов отмечались все большие церковные праздники. Члены семьи посещали богослужения в маленькой деревянной церкви апостола Петра в Ольгино.
Жизнь Виттенбургов изменилась 15 апреля 1930-го года, когда Павла Владимировича арестовали. Следствие шло десять месяцев, после чего Виттенбургу предъявили обвинение в участии в контрреволюционной монархической организации, подготовке восстания и вредительстве. Учёного приговорили к расстрелу, но заменили высшую меру десятью годами лагерей. «Мама регулярно ходила к следователю, — вспоминала Евгения Павловна, — Она бесстрашно твердила ему, пытаясь убедить, что папа не преступник». Зинаиде Ивановне удалось устроиться врачом в лагере, где сидел Павел Владимирович, на острове Вайгач в Баренцевом море, тем самым облегчив участь супруга.
После освобождения Павла Владимировича в 1935 году жизнь Виттенбургов состояла из многомесячных расставаний, потому что учёный подолгу работал на крайнем севере, и коротких периодов совместной жизни. В разлуке семья встретила начало войны. Зинаида Ивановна с дочерьми пережила первую блокадную зиму в Ленинграде и только весной смогла приехать в Архангельск к Павлу Владимировичу, который трудился в Северном горно-геологическом управлении. «Наш приезд, — рассказывает Евгения Павловна, — наполнил папину жизнь новыми заботами. Прежде всего, нужно было накормить и обиходить нас. Несколько месяцев он откладывал для нас паёк научного работника. Папа окружил семью вниманием и заботой».
После войны Виттенбурги вернулись в Ленинград. Супруги долгие годы ещё занимались наукой, помогали дочерям, всегда обращавшимся к ним за советом, построили дом в Зеленогорске, на границе с Финляндией. На самом видном месте в новом доме висела большая, вышитая шерстяная картина: опушка хвойного леса, озеро, закат солнца. Её Зинаида Ивановна создала еще в 1912 году, картина сопровождала Павла Владимировича во всех его экспедициях. Она была ровесницей семейного счастья Виттенбургов.
По материалам сайта radiovera.ru