На одной из своих первых научных работ Дмитрий Менделеев написал: «Это исследование посвящается памяти матери её последышем. Она могла его взрастить только своим трудом, воспитывала примером, исправляла любовью. Умирая, завещала: терпеливо искать божескую или научную правду. Заветы матери считает священными Дмитрий Менделеев».
Мама учёного — Мария Дмитриевна Корнильева — родилась в тобольской купеческой семье. В 16 лет вышла замуж за учителя Ивана Менделеева, который со временем стал директором гимназии. Семья была большой: Мария Дмитриевна родила 17 детей, но восемь из них умерло. Самый младший — Дмитрий — появился на свет зимой 1834-ого года. И в тот же год Марии Дмитриевне пришлось стать главой дома. Супруг больше не мог работать — он потерял зрение. На мизерную пенсию содержать семью было, невозможно.
И тогда невозможное совершила Мария Дмитриевна. Продолжая заботиться о детях и слепом муже, она впервые в жизни вышла на работу и сразу же взялась управлять целым стекольным заводом в тобольском селе Аремзяны. Предприятие принадлежало брату Менделеевой, он передал его сестре, чтобы поддержать её семью. Мария Дмитриевна оказалась талантливым руководителем, за несколько лет её работы завод расцвёл. Она успевала всё: управляла производством, ухаживала за мужем, растила и учила детей. Заработав деньги, отправила супруга на операцию в Москву, и врачи вернули ему зрение.
Мите — как любимцу — мама уделяла особое внимание. Под её руководством он начал читать в четыре года. И позже вспоминал, что именно мать привила ему любовь к науке и труду. Мария Дмитриевна часто брала его с собой на завод. Сын пропадал в цехах, заворожённый процессом варки стекла. В семье шутили, что у них растёт будущий гений химии, но мать отнеслась к интересам сына серьёзно. А заметив, как Митя талантлив в математике и физике, твёрдо решила — он будет учёным, чего бы ей это не стоило.
Когда Митя окончил гимназию, Мария Дмитриевна — к тому времени уже вдова — решила дать сыну хорошее высшее образование. Продала завод и покинула с ним Сибирь. Они уехали в Петербург, где Дмитрий поступил в Главный педагогический институт. Это было очень трудно, приём проводился раз в два года и как раз в тот — 1850-ый — его не было. Мария Дмитриевна, обегав множество инстанций, добилась того, что Мите разрешили сдать вступительные экзамены. И только после их завершения с облегчением вздохнула.
Поставить талант сына на путь служения науке — в этом мать видела свою главную обязанность. И как будто решила, что это её последнее на земле дело. Мария Дмитриевна умерла через четыре месяца. Перед уходом благословила сына иконой, на которой написала: «…Будь добр, чти Бога, царя, Отечество и не забывай, что должен на Суде отвечать за всё. Прощай, помни мать, которая любила тебя. Марья Менделеева».
Мамы не стало, когда Мите было всего 16. Трагедия тяжело подействовала на юношу: подорвала его здоровье, он не мог учиться. Один из врачей даже сказал: «Ну, этот-то уже не поднимется». Дмитрий слышал эти слова. В то же день больной встал с постели и засел за конспекты. Предать «дорогую маменьку», как Менделеев называл Марию Дмитриевну, её веру в то, что сына ждёт блестящее будущее, он не мог. Образ мамы на всю жизнь остался для него священным. Дмитрий Иванович всегда помнил: учёным он стал только благодаря любви Марии Дмитриевны. И не раз потом в своих работах с благодарностью упоминал её имя.
По материалам radiovera.ru