Верующих россиян становится все больше, но роль религии в их жизни остается неоднозначной и непостоянной, выяснила Яна Рощина. Тенденции религиозной самоидентификации граждан она изучила на основе данных RLMS-HSE за 1998–2016 годы. Результаты исследования представлены в новом выпуске «Вестника Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения» НИУ ВШЭ.
Молодежь не в тренде
В 1998 году к верующим или скорее верующим себя относили 63% жителей РФ старше 14 лет. В 2016-м таковых стало 74%. Рост обеспечили представители средних возрастных групп (от 26 до 60 лет). Количество приобщившихся к вере в их среде увеличилось с 62% до 77%.
Среди молодежи верующих меньше всего. Взрослевшие в постсоветском обществе с более сильным влиянием религии молодые люди до 25 лет показали самую невысокую динамику: 58% (1998) и 62% (2016).
Практически исчезли различия по уровню дохода (в конце 1990-х верующих было меньше среди самых бедных). То же — с образованием: доля верующих с высшим образованием подросла и сравнялась с аналогичным показателем для не имеющих полного среднего.
Наиболее религиозны в России женщины, жители сел и Северного Кавказа. Процент верующих среди народов Кавказа не опускался ниже 95 (в 2015 году – 99%). Для сравнения в других этнических группах (2016 г.):
- татары, башкиры —82%;
- русские — 73%;
- украинцы, белорусы, молдаване — 73%;
- народы Поволжья и Севера — 69%.
Отождествлять не значит исповедовать
Почти 81% взрослых россиян — православные. На втором месте мусульмане — 7,7%. Не относят себя ни к какой религии 9,5% (в 2000 году — 16%).
Источник: расчеты автора исследования по данным RLMS-HSE.
Достаточно много тех, кто указывает свою религию, но при этом не считает себя верующими (свыше 14% православных и 5% мусульман). Однако православные приходят к вере активнее других: с 60% (2000) до 73% (2016).
Религиозность в зависимости от типа религии, 2000–2016 гг., в среднем, %
Редкое посещение служб
Несколько раз в месяц в церковь ходят лишь 6% населения (среди верующих — 8%). Большинство делает это не чаще одного раза в месяц (35% среди всех, 48% среди верующих), или не делает вовсе (32%, а среди верующих — 43%).
По частоте появления на религиозных мероприятиях лидируют женщины и представители старшего поколения (60+). Из конфессий — неправославные христиане: 48% из них бывают в храмах несколько раз в месяц. Среди православных таких 7%, мусульман — 5%.
Непохожие
Отношение к религии связано с семейным статусом и образом жизни. Верующие реже не состоят в браке или состоят в незарегистрированном. В их числе больше разведенных, вдовцов/вдов, многодетных семей и меньше семей без детей.
Ниже доля потребляющих алкоголь и курящих, особенно среди мусульман. А сама вероятность курения, вне зависимости от вероисповедания, убывает с ростом посещаемости церкви.
Уровень занятости неверующих и верующих примерно одинаков: 59% и 57%. Разница в трудовых доходах тоже невелика, но не в пользу последних: в среднем 20,6 тыс. руб. против 21,1 тыс. руб. в ценах 2016 года. Самая высокая зарплата у неправославных христиан — 24,7 тыс. руб., самая низкая у мусульман — 17,9 тысяч.
Что дает религия
Большинству — силу справляться с трудностями (68% опрошенных верующих) и терпимость к слабостям окружающих (65%). Половина с религией получают чувство уверенности в будущем и представление о том, что правильно, а что нет. Около трети находят в ней дружбу и поддержку (29%), а также надежду на загробный мир (31%).
Положительную роль религии чаще отмечают неправославные христиане и мусульмане. «Христиане, принадлежащие к иным нежели православие конфессиям, считают себя наиболее терпимыми и в большей степени усваивают моральные нормы. Мусульманам религия больше, чем остальным, дает силу справляться с трудностями и чувство уверенности в будущем, а также надежду на жизнь после смерти», – отмечает исследователь.
Из стороны в сторону
Позитивный настрой к религии в российском обществе растет вместе с долей верующих, однако об определенном отношении к религиозным ценностям и практикам говорить не приходится – оно «остается неоднозначным и во многом ситуативным», отмечается в исследовании.
Самоидентифицируясь с той или иной религией, далеко не все считают себя верующими, а взгляды на «божественные» вопросы неустойчивы и могут существенно меняться.
Это хорошо видно при сопоставлении панельных данных (волны опросов с 1998 по 2016 гг.):
около трети назвавших себя верующими через год становятся «скорее верующими», а 3–5% – неверующими или «скорее неверующими»;
еще больше — 10–20% – переходят из «скорее верующих» в неверующие;
30–40% «скорее неверующих» через год становятся «скорее верующими», а 10% – верующими.
20–30% неверующих на следующий год определяют себя как приобщившихся к вере.
Автор исследования: Яна Рощина, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической социологии, ведущий научный сотрудник Центра лонгитюдных обследований Института социальной политики НИУ ВШЭ