Казанская икона Божией матери

  

Казанская икона: как Божия Матерь помогает

Казанская икона Божией Матери была и остается особо почитаемой на Руси, и Богородица по молитвам людей перед ее образом не раз исцеляла больных или спасала нашу страну от гибели.

Первое описание чудес, явленных Казанской, — исцеление двух слепых, участвовавших в процессии перенесения найденного лика в храм, сделал патриарх Гермоген в 1594 г., через 15 лет после обретения святыни.

В начале XVII века, когда Москва была захвачена поляками, в ополчении Минина и Пожарского был чудотворный образ Богородицы. После усердных молитв люди смогли освободить Кремль от захватчиков в 1613 году. В память освобождения Москвы от польских войск было установлено совершать 4 ноября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Вначале празднование совершалось только в Москве, однако с 1649 года празднование стало общероссийским.

В XVIII веке свое внимание и уважение к образу Богородицы проявили и Петр I, и Екатерина Великая. Так, например, именно при Петре I, в 1721 году, один из чтимых списков Казанской иконы был принесен в Санкт-Петербург. А ранее, в 1709 году (накануне Полтавской битвы), вся русская армия во главе с императором молилась перед Казанским образом о даровании победы. В 1768 году особо был почтен оригинал иконы, находившийся в Казани. Императрица Екатерина Великая украсила оклад образа бриллиантовой короной.

В 1812 году на Россию напала армия Наполеона, и снова молитва перед образом Казанской Божией Матери помогла справится с захватчиками. Одним из самых известных случаев войны 1812 года, связанного с помощью русским войскам Казанского образа, является сражение под Вязьмой 4 ноября. В этот день, который был днем празднования в честь Казанского образа, русские войска генерала Михаила Андреевича Милорадовича и генерала от кавалерии Матвея Ивановича Платова разгромили арьергард войск французского маршала Даву. В этом бою, в котором французы потеряли около 7–8 тысяч человек, армия Наполеона потерпела первое поражение после ухода из Москвы.

В XX веке получили распространение городские легенды об особой роли иконы в Великой Отечественной войне. До сих пор историки и обыватели спорят, был он или нет – воздушный крестный ход, который чудесным образом остановил наступление немцев, стоявших на ближних подступах к Москве. Будто бы по тайному приказу Сталина над городом, окруженным фашистами, поднялся самолет, на борту которого находилась икона Богородицы. Ни свидетельств летчика, который мог выполнить этот полет, ни воспоминаний священников, совершавших молебен, не сохранилось. Остается лишь предполагать, что документы, которые могли относиться к событиям декабрьских дней 1941 г., были либо засекречены, либо вовсе отсутствовали как факт. Опубликованы, однако, воспоминания Валентина Георгиевича Владимирова, в те времена охранявшего столичное правительство и жителей города от банд дезертиров и уголовников, наводнивших город. Спустя годы после войны он рассказывал следующее: «Когда я стоял однажды на посту у Боровицких ворот, мимо проехала машина с тремя священниками с бородами и крестами, и лишь позже выяснилось зачем. Через несколько дней самолет «Дуглас» поднялся в воздух с иконой Казанской Божьей Матери и трижды облетел Москву. Затем состоялся крестный ход вдоль оборонительных сооружений. То ли по случайному изменению в погоде, то ли действительно по велению высших сил, но тут же началось резкое похолодание и повалил густой снег»В продолжение чудесных событий Казанская икона посетила Сталинград, где перед ней шла непрестанная служба – молебны и поминовения погибших воинов. Говорят, что лик Богородицы был обращен к нашим войскам на правом берегу Волги и немцы не смогли перейти реку, сколько ни пытались. Сталинградская битва началась с молебна перед этой иконой, и только после этого был дан сигнал к наступлению. Аналогичные события предшествовали победной Курской танковой битве: перед привезенным на позиции образом Казанской Божией Матери молились все присутствовавшие там советские генералы. Последнее, впрочем, вызывает определенные сомнения – слишком уж сильна была у высших чинов советской армии вера в идеалы марксизма-ленинизма. Однако простые солдаты, сохранившие впитанную еще с молоком матери веру в Бога, часто крестились перед сражением, сопровождая знамение нехитрой молитвой. В этом своеобразном народном православии так тесно уживались несоединимые, кажется, вещи, что часто на передовой можно было слышать и знакомое всем по военным фильмам и хроникам «За Родину! За Сталина!», и «Спаси и сохрани!».

Не оставляла воинов и Русская Православная Церковь, получившая в 1943 г. значительное послабление от правительства. Кроме молитв в церквях и монастырях, священники выезжали на передовую, чтобы отслужить молебен о ниспослании защиты наших солдат от смерти и даровании им победы. Один из офицеров, принимавших участие в штурме Кенигсберга в 1944 г., вспоминал: «Наши войска уже совсем выдохлись, потери были огромны. Вдруг видим: приехал командующий фронтом, и с ним священники с иконой. Многие стали шутить: «Вот попов привезли, сейчас они нам помогут!..» Но командующий быстро прекратил эти шуточки, приказал построиться и снять головные уборы. Священники отслужили молебен и пошли с иконой к передовой. Мы в недоумении смотрели: куда это они идут во весь рост-то? Их же всех перебьют. Со стороны немцев была такая стрельба – огненная стена! Но они спокойно шли на огонь. И вдруг стрельба оборвалась, как по приказу. Тогда был дан сигнал – и наши войска с суши и с моря начали общий штурм Кенигсберга. Произошло невероятное: немцы гибли тысячами и тысячами сдавались в плен»Как видим, настоящие чудеса во время войны, безусловно, были, однако многих продолжает волновать главное из них – московское чудо с иконой. Историки на этот счет упорно отмалчиваются, да и священники Русской Православной Церкви предпочитают не комментировать это событие однозначно. Словом, даже если случится так, что точно откроется – не было чудесного крестного хода, забывать о том, что силу и доблесть наших воинов подкрепляли молитвы Православной Церкви и заступничество Богородицы, конечно, не стоит.

О том, какие чудеса в наше время творит Пресвятая Богородица по молитвам простых людей перед Ее чудотворным образом читайте: http://www.kazan.aif.ru/society/details/1211666

История обретения необычайной иконы

Образ Богородицы явился в Казани в 1579 году, когда город этот еще трудно было назвать русским. Всего 27 лет прошло со дня взятия его войсками Ивана Грозного в 1552 году, и еще меньше – со дня основания в нем отдельной епархии Русской Православной Церкви в 1553 году. Местное население тоже мало располагало к столь великому событию, ведь оно преимущественно было мусульманским. Более того, накануне явления – в июне 1579 года – город охватил страшный пожар, и многие местные жители посчитали это злоумышлением христиан. Тем не менее именно в этом городе и в это неспокойное время и явила Свой честной образ Матерь Божия.

В числе прочих погорельцев был и стрелец Даниил Онучин. У Даниила была дочка Матрона. Одной ночью Матреша проснулась от невиданного: явилась ей во сне Сама Матерь Божия – Пресвятая Богородица. И не просто явилась, а повелела Свою икону из-под земли достать. Осияла светом ярким – и проснулась девочка.

Всё-то у вас сны да видения, всё-то вам мерещится, всё чудеса у вас нескончаемые – скажет скептик, читающий эти строки. И предвосхитит наш рассказ, ведь именно так девятилетней Матреше и ответили домашние.

«Сны бывают иногда от Бога, но видения только святым бывают, так что лучше снам значения не придавать», – сказали родители. И были правы. Только всё же сон тот был видением, ведь повторился он во второй раз и на третью ночь. Тогда родители решили проверить слова девочки.

Матреша с матерью отправились на то место, где, как помнила девочка из сна, должна была находиться икона. Начали копать на месте сгоревшего дома. Еще глубже, еще – неужели она! И точно – икона Пресвятой Богородицы.

Очистили ее от пыли, земли. Но как же она там оказалась? Видимо, еще давно тайные исповедники христианства в иноверческом стане так спрятали икону Царицы Небесной.

Весть о чудесном обретении иконы пронеслась быстрее, чем самая быстрая птица, и вот уже к этому дивному месту спешат священники окрестных храмов, архиепископ Иеремия, благоговейно принимая икону, торжественно переносит ее в храм святителя Николая, откуда после молебна перенесли ее с крестным ходом в Благовещенский собор – первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Сразу стало ясно, что икона чудотворная – уже во время крестного хода обрели зрение два казанских слепца: Иосиф и Никита. И те, кто еще несколько дней назад насмехался над православной верой, смущенно спешили к иконе с просьбами – Царица Небесная, помоги, вразуми, исцели!

Эти чудеса стали первыми в длинном списке чудес и исцелений. История обретения иконы так поразила царя Ивана Грозного, что он повелел воздвигнуть Казанский собор и основать женский монастырь. Там спустя некоторое время приняли монашеский постриг Матрона и ее мама.

Иконография

Иконографически Казанскую икону принято относить к сокращённому огрудному варианту Одигитрии (путеводительницы). Такие иконы восходят к первообразу, хранившемуся во Влахернском храме в Константинополе.

Богородица изображается огрудно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу. Младенец Христос представлен строго анфас, фигура ограничена по пояс, видна только правая рука с благословляющим (обычно двуперстным) жестом.

Казанская икона Богородицы — одна из наиболее почитаемых и воспроизводимых икон, ныне она является по сути одним из самостоятельных иконографических типов богородичных икон в России.

Празднование

День Казанской иконы Божией Матери празднуется дважды в году — 21 июля, в память явления образа в Казани, и 4 ноября, в благодарность за избавление Москвы и всей России от польской интервенции в 1612 г.

В 1904 году преступники похитили этот чудотворный образ из Богородицкого монастыря. Он не найден до сих пор, существует версия о гибели иконы. В 2005 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II передал Казани один из самых известных списков иконы, хранившийся в Ватикане.