Владимир — новый удел Богородицы

  

Восходящая к древнейшим временам сакральная топография Руси с двумя ее главными центрами, не подчиненными родовому наследованию, — Киевом и Новгородом — не устраивала владимирского князя Андрея Боголюбского. Он предпринял усилия для создания нового центра в Залесской земле, избрав для этого Владимир на Клязьме — столицу доставшейся ему в наследство вотчины.

Князь Андрей, стремясь обосновать свои претензии на первенство в Русской земле, создает новую идеологию избранного народа, патронируемого автократическим князем, находящимся под особым покровительством Богоматери. Чтобы затмить древние столицы, князь Андрей с имперским пафосом обстраивает Владимир и даже предпринимает завоевательные походы на Киев и Новгород. Сакральным символом и патроном новой столицы Андрей избирает византийскую икону «Богоматери Гликофилуссы (Умиление)». Эта икона была привезена из Константинополя в Киев около 1130 года и находилась в Вышгороде — резиденции киевских князей неподалеку от столицы, где прославилась чудесами.

О появлении чтимой иконы во Владимире сказание повествует как о благоволении самой Богоматери к этому месту. Князь построил в городе собор во имя Успения Богородицы (1158 — 1161 гг.) и затем перенес в него вышгородский образ Богоматери.

Уже на месте он был богато украшен ризой из золота и серебра с жемчугами и драгоценными камнями по византийскому образцу. По сообщению летописца, в окладе было около 12 килограммов золота. После гибели Андрея Боголюбского драгоценный оклад был снят в 1176 г. Ярополком, и икона в итоге княжеской междоусобицы оказалась у Глеба Рязанского. Только когда князь Михаил Юрьевич (младший брат Андрея) одержал победу над Ярополком, Глеб вернул во Владимир и икону и оклад.

При взятии Владимира войсками Батыя в 1237 году Успенский собор был разграблен и подожжен, с иконы сняли оклад, но сама она уцелела. Уже в востановленном  при князе Ярославе Всеволодовиче Успенском соборе продолжилось поклонение прославленной иконе Божией Матери. Впоследствие икона стала русской национальной святыней и общегосударственным сакральным символом Руси.

Икона Владимирской Богоматери уникальна во всех отношениях.

Она представляла собою новый для Руси тип  выносной двусторонней иконы. Иконографический тип Гликофилуссы, подчеркивающий сердечность и теплоту взаимоотношений божественного Сына и Его Матери, также был новым для Руси. Новым был и способ живописи — икона написана тончайшими, прозрачными лессировками, получившими название «комниновские плави». Мать и Сын на иконе заключают друг друга в нежные объятия. В основе этого кажущегося естественным и человеческим мотива лежит сложная богословская конструкция, демонстрирующая через естественность поведения Христа-младенца реальность Его воплощения, а значит, и Его последующих страданий на кресте. Сам Богомладенец обнимает и целует Марию, выражая любовь к матери, а через нее ко всем людям, и готовность принести Себя в жертву за спасение человечества.

Икона многократно переписывалась за восемь веков своего существования и, к сожалению, от драгоценной комниновской живописи на древней доске осталось немного — лишь лики и фрагменты рук Богородицы и Младенца Христа. Хотя возможно, что и силуэт фигур сохранил первоначальные очертания. Тем не менее возможно говорить о стиле иконы, который построен на соединении гибкого, бесконечно длящегося линейного ритма и многослойной тончайшей живописи. Слои состоят из прозрачных, перетекающих и приоткрывающих друг друга цветных лессировок. Такой способ письма выглядит почти нерукотворным, поскольку мазки кисти художника совершенно неразличимы, они как бы вплавлены один в другой, поэтому и прием этот получил название «плавей»

Движение цвета, «дышащие» лессировки, полупрозрачные плави преображают материю, делают ее одухотворенной в каждой ее частичке.

Источник: «Икона: Атлас православной иконы»