Маленькие радости коммуналки
В этой «Книге про свободу» протоиерей Сергий Овсянников вместе с читателями ищет путь к свободе. Когда-то, много лет назад, митрополит Антоний Сурожский, рукополагая будущего отца Сергия, сказал ему: «Учись быть собой». Быть свободным и быть собой — это не одно и то же? Об этом, а также о том, как человечество потеряло свободу, о страхе и о страсти как тупиках на пути и о творчестве как выходе на волю — эта книга. Предлагаем читателям главу из неё.
Я уже говорил раньше о пасхальной радости и там же упоминал, что радость может быть маленькой, неполноценной, хиленькой. Радость обладания – одна из таких «маленьких радостей». Современная реклама предлагает нам такие радости большими охапками: «порадуй себя» – то есть купи, съешь и похудей, получи скидку… Главное – бери почаще. При этом и старый и малый хорошо понимают, что радость будет мелкая, блеклая и недолгая. А вот большая радость, как на Пасху, – это нечто грандиозное! И в пасхальную ночь нам кажется, что это навсегда…
Теперь нашей задачей будет научиться поворачиваться к такой большой радости, находить ее рядом. И для этого прежде всего надо не поддаваться на провокации маленьких вещей.
Мы уже выяснили, что великое множество ролей еще не обеспечивает нам настоящий смысл жизни. Вроде бы всего у нас много, но это множество живет, как живут в коммунальной квартире – у каждого свой кухонный столик и свой рулон туалетной бумаги. Радость, конечно, есть, но маленькая. А вот зависть к другому в коммуналке может быть большой. Только зависть не делает человека счастливым.
Нам предстоит сделать поворот – и в разговоре, и в жизни: научиться поворачиваться к свободе.
Я не буду утверждать, что это легкое занятие, вовсе нет.
Поворот в жизни просто так не дается.
А поворот в разговоре? И это сделать не так просто. Скажем, начали мы читать послания апостола Павла и беседовать об этом с друзьями. Разве все было понято и сказано при первом прочтении? Нет, конечно. Павла можно не только читать, но и изучать долгие годы: читать комментарии, находить вместе с ним путь от внешнего человека к внутреннему и так далее – его послания ставят перед нами множество задач. Может быть, в какой-то момент нам покажется, что именно та или иная конкретная тема Павла и была нашей задачей – вот именно ее надо понять, и тогда мы все поймем в себе. Что-то наверняка поймем, но далеко не всё.
От обсуждения нужен поворот к действию. Нам часто кажется, что вера – это какая-то теоретическая убежденность, например, в существовании Бога: один в этом убежден, и потому он называется «верующим», а другой убежден в обратном, и потому он «неверующий» (хотя и очевидно, что он тоже верит, только верит в явление обратное). Однако вера происходит и осуществляется не в убежденности, а в действии.
Итак, мы подошли к той точке, где необходимо сделать поворот. Надо перейти от того множества ролей, которые мы с вами разбирали, к тому единственному «я», которое приносит высшую и настоящую радость.
Для этого стоит взвесить и оценить те радости, которыми мы до сих пор питались, – назовем их «радости гастрономического свойства». Мы знаем хорошо, что они есть, но они не звенят в душе, не переливаются красками.
Рассказы о Серафиме Саровском утверждают, что каждого встречного он приветствовал возгласом: «Здравствуй, радость моя!» Действительно, это возможно, если он умел хранить пасхальную радость. Мы знаем и другой рассказ о нем, что зачастую его приветствие было именно пасхальным: «Христос воскрес!» И это было действительное переживание, а не роль. Преподобный Серафим не играл роль, он жил этой радостью.
Настоящую радость сыграть нельзя.
А что же делать нам? Роль сыграть нельзя, то есть, конечно, можно, только имитация никак не помогает, а подлинное чувство еще не пришло. Куда же мы попали? Неужели заблудились на своем пути?
Нет, не заблудились. Мы попали в лабиринт…