Читаем Евангелие: о помазании миром ног Христа

  

Евангелие от Иоанна, Глава 12, стихи 1-18

01 За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.

02 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.

03 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.

04 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:

05 Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?

06 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.

07 Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.

08 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.

09 Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.

10 Первосвященники же положили убить и Лазаря,

11 потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.

12 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,

13 взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!

14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:

15 Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.

16 Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему.

17 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.

18 Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.

Комментирует священник Антоний Борисов:

Сегодняшнее чтение наполнено одновременно радостью и грустью. Мы видим, как Христос торжественно входит в Иерусалим, как Его с восхищением встречают люди. Но мы знаем, что за ликующей толпой скрываются те, кто желают убить Спасителя, прервать Его служение. Потому Вход Иисуса в Иерусалим — это начало страданий, преддверие страшной казни, ожидающей Христа на вершине Голгофы. Спаситель отчетливо осознавал, какая участь Ему уготована. Об этом свидетельствовали и поступки окружающих. Пусть и совершаемые с иным смыслом. Накануне Входа в Иерусалим Христос вместе с учениками находился в доме Своих ближайших друзей — Лазаря и двух его сестёр — Марфы и Марии. Желая отблагодарить Учителя за воскрешение брата, Мария совершает смелый поступок. Ради Христа она разбивает запечатанный сосуд с миром (очень дорогим ароматическим маслом) и помазывает ноги Спасителя. Этот жест воспринимается апостолами неоднозначно. Большинство из них недоумевает, а Иуда и вовсе возмущается растрате — говорит, что можно было бы продать сосуд с маслом и раздать деньги нищим. Хотя на уме у лжеапостола иные мысли — евангельский текст прямо указывает на страсть Иуды к деньгам, которые он, видимо, воровал из переносного ящика, куда люди клали пожертвования для пропитания Христа и его учеников. Для Самого Спасителя помазание Марии — знак скорой смерти. В Иудее было принято умащать тела умерших благовониями. На следующий день Спаситель прибывает в Иерусалим. Это событие становится исполнением сразу нескольких ветхозаветных пророчеств. Христос входит в иудейскую столицу, спустившись с Елеонской горы — особого места, где, по преданию, состоится Суд Божий над людьми в конце времен. Спаситель восседает на молодом ослёнке. Так поступали военачальники древности, если их поход завершался победой. Осёл был символом мира и торжества одновременно. Христа встречает множество людей. Однако это в большинстве своём не жители Иерусалима, а паломники, прибывшие, в том числе, из Галилеи — родины Спасителя. Столичное население к Иисусу отнеслось прохладно. Такое настроение передалось и тем, кто сначала рад был приветствовать Сына Божьего. Вот почему Христос не остается в Иерусалиме и вечером покидает его. Он видит, что еврейский священники, служители храма и прочие обитатели столицы ждали иного царя. Об этом свидетельствует, какими словами встречали Христа. Осанна, то есть «спаси». «Сын Давидов, грядущий во имя Господне», то есть наследник царя Давида, который восстановит земную славу Израиля. Цель служения Спасителя была иной. Он входит в Иерусалим не для того, чтобы царствовать, а чтобы пострадать. Но за пленением, судом и мучениями, которые Христу предстоит вынести, уже сияет неземной свет Воскресения, способного принести миру радость большую, чем сегодняшний Вход Спасителя в мятущийся и неспокойный Иерусалим.

По материалам radiovera.ru