Евангелие от Матфея, Глава 16, стихи 1-6
1 И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба.
2 Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет вёдро, потому что небо красно;
3 и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете.
4 Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел.
5 Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов.
6 Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской.
Комментирует иеромонах Феоктист Игумнов
Если и говорил Христос что-то хорошее о фарисеях и саддукеях, то это был призыв: «всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте» (Мф. 23:3). Конечно, у этой фразы есть и продолжение: «по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают». Так что вряд ли можно назвать эти слова в полной степени добрыми по отношению к фарисеям. Естественно, что негативное отношение к ним передалось и нам. Мы не ассоциируем себя с ними, они те, кто против Христа, а значит, и против нас. Да, эти люди ошибались: они не смогли увидеть в Плотнике из Назарета Того Мессию, Которого так долго ждали. Впрочем, они старались. Может, не совсем искренне, но старались. Даже непримиримые группы фарисеев и саддукеев нашли в себе силы объединиться и подойти ко Христу с вопросами. Вопросы были самыми разными. Сегодня мы слышали просьбу дать им знамение с неба. Христос даёт довольно резкий, но совершенно справедливый ответ. Он говорит, что знамений было множество. Каждое, совершенное Христом чудо, было знамением.
Если отвлечься от фарисеев с саддукеями и от всего контекста той эпохи, если оглянуться вокруг, то легко можно заметить, что очень многие и сегодня просят у Христа того же самого. Просят знамения. Фраза «Господи, если Ты существуешь, сделай то-то и то-то и тогда я в Тебя уверую» давно стала штампом. Ее произносят дети, ее произносят актёры во второсортных фильмах, ее в той или иной форме произносим все мы. Нам, как и фарисеям, недостаточно тех знамений, чудес и доказательств, которые уже были. Были не только с кем-то и когда-то, но с нами самими. Память зачастую подводит: то, что воспринималось как чудо, через какое-то время начинает восприниматься нами как нечто само собой разумеющееся. Для кого-то чудом было, когда прекрасная и недостижимая девушка ответила взаимностью, но проходят годы, быт сделал своё дело и о том чуде не хочется вспоминать. Для кого-то было чудом рождение долгожданного первенца. Но ребёнок вырос, стал неотъемлемой часть жизни и перестал восприниматься как посланный Богом. Кажется, что если чудо будет совершено Богом по нашему прямому заказу, то оно сможет убедить нас. Но даже в том случае, если мы отказываемся видеть Божественное вмешательство в нашу жизнь, у нас есть примеры Священного Писания. Особо яркий и наиболее известный пример такого рода — книга Исход, в которой Бог по заказу давал манну Своим людям в пустыне, давал им воду, насыщал их перепелами, но все это через какое-то время переставало служить доказательством близости Бога к человеку и Его заботы о человеке. Тогда, как и сегодня в Евангелии, Бог выносит суровый вердикт человеческой невнимательности и беспамятству. Он отходит в сторону. Он не нарушает Им же Самим данную человеку свободу. Он не порабощает человека. Но вместе с этим Он говорит о том, что человек не имеет права пренебрегать теми доказательствами которые были нам в изобилии даны.
По материалам radiovera.ru