«… От души осквернены, приими моление, Христе мой». Симеон Новый Богослов.

  

Сегодня день памяти замечательного богослова-проповедника Симеона Нового Богослова.

Родился он в знатной и богатой семье в местечке Галати (в Малой Азии); получил прекрасное образование в Константинополе. До 25-летнего возраста служил при дворе императора, но затем оставил блестящую светскую карьеру и поступил в Студийский монастырь. 

Симеон стал учеником преподобного Симеона Благоговейного. Однажды, вернувшись как-то в келью после утомительного дня, он решил отказаться от пищи, опасаясь, что не сможет должным образом помолиться. Но старец велел ему есть, ничего не смущаясь: «Итак, мы наелись и напились даже сверх необходимого; ел и он, снисходя к моей немощи. Затем, когда стол был убран, он говорит мне: “Знай, чадо, что ни посту, ни бдению, ни телесному труду, ни какому-либо другому из правых действий не радуется Бог, но является только смиренной, нелю- бопытной и доброй душе и сердцу”».

Монашеский постриг Симеон принял в небольшом монастыре святого Маманта, куда прибыл по благословению своего наставника. Здесь же он вскоре был возведен в сан священника, а затем стал игуменом монастыря. При нем эта обитель обрела второе дыхание: умножилось количество братии, была восстановлена строгая монашеская дисциплина, отремонтированы полуразрушенные здания.

Вскоре, однако, некоторые из братии начали роптать на своего игумена: требовательность Симеона казалась им слишком завышенной. Дошло до того, что однажды возмущенные монахи хотели напасть на него во время службы, однако, при виде святого, который, зная об их намерениях, невозмутимо встретил их, выбежали из храма. С жалобами они обратились к Константинопольскому патриарху. Тот, вникнув в суть дела, признал правоту игумена и осудил бунтовщиков на изгнание из обители. Сам преподобный Симеон приложил впоследствии все старания, чтобы обидчики вернулись в монастырь или, оставшись в миру, духовно не погибли.

В конце жизни Симеон оставил игуменство и много времени уделял работе над богословскими текстами. Из наследия святого до нас дошли «Деятельные и богословские главы», «Слово о вере», «Слово о трех образах молитвы». Также преподобный написал около 70 небольших поэм — «Гимнов Божественной любви».

Преподобный Симеон был назван Новым Богословом за его учение об «обожении плоти», согласно которому человек, не теряя своего тварного состояния, становится «участником божественного естества», обретает личный опыт непосредственного богообщения.

Личный подвиг и интеллектуальное наследие преподобного Симеона стало предвестием традиции исихазма (древнегреч. «спокойствие, тишина, уединение») — особой духовной практики творения безмолвной и непрестанной Иисусовой молитвы. Выразителем этой практики умной молитвы три века спустя после преподобного Симеона стал святитель Григорий Палама, которого мы вспоминали 24 марта.

Преподобным Симеоном Новым Богословом была написана одна из молитв, которую христиане читают, готовясь ко Святому Причащению: «От скверных устен, от мерзкаго сердца, от нечистаго языка, от души осквернены, приими моление, Христе мой…»