25 июня – Перенесение мощей и второе прославление благоверной великой княгини Анны Кашинской.
3 августа – Обретение мощей благоверной княгини.
Многие из нас помнят рассказ няни Татьяны Лариной из пушкинского «Евгения Онегина» про обычай, когда родители сами выбирали своим детям супругов. Няня говорила, что в её время даже «не слыхали про любовь»… Однако бывало, что из подобных союзов вырастала любовь, которая не угасала даже спустя долгие годы.
Михаил, правитель Тверского княжества, и Анна, дочь ростовского князя, увиделись первый раз на пороге храма, куда их вели венчаться (по прямой линии Анна приходилась правнучкой известному ростовскому князю-мученику Васильку, у которого было двое сыновей — Борис и Глеб. У старшего Бориса, в свою очередь, также было двое сыновей — Дмитрий и Константин. Дочерью Дмитрия Борисовича и была будущая святая Анна Кашинская). Молодым столько рассказывали друг о друге, что им казалось, будто они знакомы с самого детства. Анна смущённо краснела, когда думала о статности и храбрости жениха, а Михаил был заранее влюблён в доброту и скромность невесты. Оба не обманулись в своих ожиданиях. Встретившись, Михаил и Анна поняли, что ни за что не хотят расставаться.
Судьба подарила молодым всего несколько спокойных лет. В эти годы они узнавали друг друга, Анна привыкала к чужой земле, помогала мужу управлять княжеством. Супруги оказались на редкость мудрыми и справедливыми правителями. В Твери строились храмы, налаживались торговые связи с другими городами. Михаил старался ослабить зависимость княжества от Золотой Орды, и в его правление по тверской земле впервые перестали ездить татаро-монгольские баскаки, собирающие дань.
Но скоро у Михаила и Анны появились завистники. Михаил унаследовал право княжить во Владимире, который был в то время столицей Руси. Московский князь Юрий Данилович, племянник Михаила, решил сам завладеть городом. Между родственниками разгорелась долгая и кровавая война.
С тех пор Михаил редко бывал дома. У Анны, которая воспитывала четырех сыновей (была у них и дочь — первенец, которая умерла ещё во младенчестве), дрожало сердце каждый раз, когда муж отправлялся в очередной поход. Она втайне мечтала уехать вместе с ним, но это, конечно, было невозможно: кто-то должен был заботиться о детях, управлять княжеством. Анна оставалась дома, молясь по ночам, чтобы Михаил скорее к ней вернулся.
И он возвращался. Иногда с гордо поднятой головой, одержав победу, иногда понурый, потерпев поражение, но всегда сразу приходил к любимой жене, чтобы крепко её обнять после долгой разлуки. Не дождалась Анна мужа только один раз, и свидеться им было уже не суждено.
Михаил и Юрий Данилович отправились в Золотую Орду, чтобы ответить перед ханом за свою вражду. Анна отпускала мужа скрепя сердце, как будто чувствовала что-то недоброе. Не ехать было нельзя – хан угрожал разорением Твери. И Анне пришлось смириться. Она только со слезами на глазах просила мужа, чтобы он присылал ей весточки так часто, как только сможет. Но писем почему-то не было…
Целый год Анна мучилась, не зная, что случилось с её мужем. Наконец, пришла страшная весть: хан встал на сторону московского князя, и Михаила вероломно убили. Анна была вынуждена просить Юрия Даниловича, чтобы он вернул ей гроб с телом мужа.
Михаила погребли в Преображенском соборе. Плакала вся Тверь, Анна была безутешна. Без мужа её перестала радовать прежняя жизнь, и княгиня решила уйти в монастырь. Но в условиях постоянных раздоров княжеству требовалась рука уверенного правителя, а юные княжичи ещё не набрались нужного опыта. И Анне пришлось выполнять свой долг княгини, пока росли и мужали её сыновья.
Ей довелось пережить много страшных ударов судьбы, ожесточенный, воинствующий мир отнимал у нее ближних одного за другим: в 1325 г. ее старший сын, Димитрий-Грозные Очи, встретив в Орде князя Юрия Московского, виновника смерти отца, поразил его и был казнен ханом. В 1339 г. в Орде погибают ее второй сын Александр и внук Феодор: им отрубили головы и тела их разняли по суставам. Это была месть Орды за восстание Твери против татар во главе с двоюродным братом хана Узбека.
Вскоре после мученической кончины сына и внука Анна приняла монашество – сначала в Твери, а затем, по просьбе младшего сына Василия, перебралась в специально выстроенный для нее монастырь. Внутренняя монашеская жизнь – тайна; для людей, знавших ее в миру, и для многих поколений верующих открыто только, что княгиня посвятила себя сокровенному подвигу. Ее уделом стала молитва за безвременно усопших близких и за умиротворение Русской земли. Здесь она и преставилась в 1368 г., удостоившись перед кончиной принять великий ангельский образ – схиму. Тело ее было погребено в Успенском храме монастыря.
Имя благоверной княгини Анны с течением времени было забыто до того, что к ее гробнице относились непочтительно. И только в 1611 году, вследствие явления ее благочестивому клирику, в жителях города Кашина пробудилось особое благоговение к своей небесной покровительнице, невидимо защищавшей их от врагов и спасавшей их город от разорения. Слух о чудесах от мощей благоверной княгини Анны дошел до благочестивого царя Алексея Михайловича и Святейшего Патриарха Никона, и на Московском Соборе постановлено было открыть ее мощи.
В 1649 году 3 августа (по н.ст.) состоялось обретение мощей новой святой Русской Православной Церкви. Тело новоявленной угодницы Божией по освидетельствовании оказалось нетленным, только небольшие тления оказались на лице и на ступнях ног. При этом было замечено, что правая рука лежит на груди, «согбенна яко благословящая», то есть с двоеперстным древним перстосложением. Перенесение мощей из деревянного Успенского собора в каменный Воскресенский произошло позднее, 25 июня 1650 года (по н.ст.). За всю историю Русской Церкви до наших дней ни одна святая не удостоилась столь блистательного и пышного торжества.
Однако, после окончательного соборного анафематствования старообрядцев продолжались споры между старообрядцами и новообрядцами о древности двоеперстного перстосложения (Московский собор (1656) объявил всех крестящихся двоеперстно еретиками и предал их анафеме). Старообрядцы в подтверждение православия и большей древности двоеперстия, чем троеперстия, указывали на открытые для всеобщего обозрения мощи святой благоверной княгини Анны Кашинской, персты правой руки которой были сложены двоеперстно, и каждый, придя в собор города Кашина, мог это увидеть в любое время. Это был очень убедительный аргумент в пользу древности двоеперстия.
В 1677 году в Кашин на поклонение святым мощам святой схимницы Анны по примеру отца Алексея Михайловича собирался царь Феодор Алексеевич, но не поехал. Вместо этого в феврале 1677 года в Кашин по распоряжению патриарха Иоакима с целью утверждения нового перстосложения — троеперстия, борьбой со старообрядчеством и для утверждения «правильности» соборных решений была отправлена новая комиссия, которая объявила Анну Кашинскую несвятой, а мощи недостойными поклонения. И тогда Патриарх Иоаким отменил канонизацию. Комиссия распорядилась отобрать все иконы Анны Кашинской при раке её мощей, а также отобрать и уничтожить все украшения, которые были при раке. Сами мощи, которые лежали открыто в раке для всеобщего поклонения с двоеперстным перстосложением, закопали в землю, могилу свели на нет, замуровали так, что от неё не осталось никаких следов, каменную крышку от гроба спрятали под полом в другом месте. Церковь в честь неё комиссия закрыла.
Это необычайное событие, драматичное и единственное в истории Русской Православной Церкви, произошло в 1677 году.
Хотя церковная развенчанность святой благоверной княгини Анны длилась 230 лет, народ сохранил веру в ее предстательство пред Господом. В бедах и искушениях, перед началом серьезных дел и перед вступлением в брак, перед принятием монашеского пострига верующие шли молиться ко гробу благоверной Анны.
В 1908 г. почитание благоверной княгини Анны было восстановлено, и в 1910 г. в Петербурге был освящен первый храм во имя этой святой. К дню перенесения честных мощей Святой благоверной княгини Анны было приурочено и восстановление ее церковного почитания.
В годы войны и революции образ княгини стал русским людям даже ближе. Претерпевший на земле и удостоенный награды от Бога имеет дерзновение быть молитвенным предстателем за тысячи страждущих душ.
И сегодня святая благоверная княгиня Анна Кашинская, пережившая очень тяжелые личные потери близких и любимых людей, остается верной спутницей и заступницей вдов и сирот, подавая утешение всякому скорбящему христианскому сердцу.
По материалам радио «Вера» и сайта pravmir.ru