Церковь чтит память великомученицы Марины

  

Память святой первых веков христианства великомученицы Марины (Маргариты) (+IV в.) празднует Православная Церковь 30 июля.

По преданию будущая святая родилась в Антиохии в Малой Азии, в семье языческого жреца. Мать святой Марины умерла рано, а потому девочку-младенца отдали на попечение кормилице, которая и воспитала ее в православной вере. Правда, узнав о том, что его дочь стала христианкой, отец отрекся от нее.

Во время гонений на христиан со стороны императора Диоклитиана (284-305 гг.) 15-летняя Марина была схвачена и брошена в темницу. Местный правитель Олимврий, очарованный красотой девушки, уговаривал ее отречься от христианства и стать его женой. Однако святая Марина отказала правителю, и за это он предал ее истязаниям.
После избиения, девушку прибили гвоздями к доске и стали рвать ее тело трезубцами. Пытки были настолько жестокими, что сам Олимврий не выдержал и закрыл лицо руками. Но даже в таком состоянии святая не отреклась от Христа. На ночь девушку бросили в темницу, где она была исцелена чудесным образом.

Святая Марина Антиохийская, побивающая змея

Существует предание, что сам сатана являлся святой Марине чтобы смутить ее. Сначала, он принял образ змея и попытался проглотить пленницу. Но Марине удалось совершить в чреве змея молитву и крестное знамение, и нечистого разорвало на части. Вступив в противоборство с дьяволом, святая не только молилась, но ещё и атаковала его всеми подручными средствами — и победа оказывалась на её стороне. Творя молитвы, Марина заметила лежащий в углу темницы медный молот. Схватив его, она начала бить им сатану по голове, удерживая его за волосы (или за рога). После этого небеса раскрылись, тело мученицы получило исцеление от ран, а голос свыше ободрил её ничего не бояться.

Однако с наступлением нового дня святую Марину продолжили пытать – ее привязали к дереву и стали опалять огнем. Великомученица стала молиться: «Господи, Ты сподобил меня за Имя Твое пройти через огонь, сподоби меня пройти и через воду святого Крещения».

Услышав слово «вода», Олимврий приказал утопить девушку в огромной бочке. В ответ на это святая стала молить Бога, чтобы эта казнь стала для нее крещением. Во время погружения девушки в бочку с водой произошло чудо — засиял свет, а прилетевшая голубка принесла мученице в клюве золотой венец. Со святой Марины сами собой спали узы. Восславив Святую Троицу, девушка вышла из купели без ран и ожогов.

Это чудо поразило всех, кто был свидетелем истязаний святой Марины, и многие в этот момент уверовали. В ответ на это разгневанный правитель приказал казнить всех, кто исповедует Христа. В тот день погибли 85 христиан, а святой Марине отрубили голову. О страданиях великомученицы известно из описаний свидетеля тех событий Феотима.

До 1204 года мощи великомученицы Марины находились в монастыре Пантепонта в Византии. По другим сведениям, они находились в Антиохии до 908 года, откуда были перенесены в Италию. Десница святой была перенесена в Ватопедский монастырь на Афоне.

Традиции восточных и южных славян, отголоски языческих верований

Великомученице Марине молятся при разных недугах. В Белоруссии наговаривали воду и затем умывались ею перед сном.

На Руси была известна легенда о морской царевне Марине и морском царе. Наскучило царевне жить в палатах отца, убежала она на землю. С тех пор каждый год, когда наступает день рождения Марины, вспоминает морской царь о дочере-беглянке, и во гневе пускает в небо огненные стрелы, которые видны как лазоревые отблески на небе. Считалось, что «сухие» молнии иссушают зрение, и смотреть на них нельзя.

Считалось, что неделю перед Ильиным днём нечистая сила старалась гадить человеку из последних сил, поэтому некоторые крестьяне считали ещё более опасной для купанья, чем русальная: «водяной в это время ищет себе жертв, и только самый отчаянный решится купаться в ильинскую неделю!».

В сербских песнях молнии зовутся Марией, которая обычно имеют эпитет Огненной. В этот день во избежание пожара, грома, молнии соблюдаются запреты на все виды работ, особенно полевые, так как считалось, что «огненная святая» может сжечь урожаи. Македонцы на праздник Огнена Mapиja и в предшествующие дни не жнут и не веют хлеб, чтобы поле не воспламенилось само по себе, а также не выполняют тяжёлых работ по дому, чтобы избежать пожара в доме. В Куманово не пекут хлеб и не варят еду в этот день, соблюдая запрет зажигать огонь в доме или в поле. В восточной и южной Сербии в этот день не разжигают огонь и не месят хлеб, опасаясь, что нарушивший запрет будет убит громом или сожжён огнём. В родопских сёлах Маринден празднуется от грома, ударов молнии и пожаров; на юге Пловдивского края верят, что нарушение запретов приведёт к тому, что в огне сгорят дети. Во многих болгарских сёлах в первый день праздников Горешници гасят огонь в доме и только на третий день (праздник Огненной Марии) зажигают нов, млад, жив огън в ходе специального обряда, получения «живого огня». Верят, что на третий день праздников огонь сам падает с неба.

Святая Марина считалась хозяйкой над змеями, поэтому в этот день запрещались работы с предметами напоминающими змей: нитками, пряжей, веревками. Змеи по поверьям находились на земле до этого дня (или до Преображения, Успения), а потом уходили в «нижний мир». Кроме того, к святой обращались как к целительнице, особенно в случае змеиных укусов и глазных болезней, и в этот день больные совершали омовение в целебных источниках.

В сербской народной песне указывается, что при дележе неба взяли: Святой Илья — «гром небесный», а Мария — «молнию и стрелы».