Она могла стать женой князя и даже короля, но в 12 лет выбрала путь, лишенный земных радостей. Зато сохранила за собой право принимать решения в родном княжестве.
Она предчувствовала свой уход, но отправилась из родного Полоцка в Святую землю, где и умерла. Ее останки вернулись на родину только спустя почти 800 лет.
Евфросиния Полоцкая – монахиня, просветительница, святая. Нас с этой удивительной женщиной разделяет почти тысячелетие, но результат ее трудов мы ощущаем и сегодня. И еще один удивительный факт – про Евфросинию мы знаем достаточно много, хотя про многие исторические личности, родившиеся значительно позже, остаются для нас загадками.
— Главный источник информации о Евфросинии – ее «Житие», — рассказывает кандидат исторических наук, доцент Полоцкого университета Галина Мысливец. – Считается, что написано оно было в конце XII века. По тому, какие факты в нем приводятся, понятно, что человек, их писавший, должен был не только знать преподобную, но и быть близким ей человеком. Многие ученые считают, что писала «Житие» сестра Евфросинии Евпраксия, которая сопровождала ее в паломничестве в Иерусалим.
ОТКАЗАЛАСЬ ВЫХОДИТЬ ЗАМУЖ И ВЗЯЛА НА СЕБЯ МУЖСКУЮ РАБОТУ
До ухода в монастырь Евфросиния была Предславой из рода Брячиславовичей. Ее дедом был князь Всеслав Брячиславич, а прапрапрабабкой — Рогнеда.
— Она действительно могла стать королевой?
— Ей и прочили в мужья князя. Историки еще гадают, от свадьбы с каким конкретным князем отказалась 12-летняя Предслава. Возможно, через этот брак могли породниться многие земли – Киевская, Новгородская…. Но она выбрала другой путь.
— Ей так жених не понравился?
— Скорее всего, она его и не видела. Но Предслава считала, что если выйдет замуж, имя ее канет в Лету, она повторит судьбу многих княжеских дочерей, которые вышли замуж, родили детей-престолонаследников. И на этом их миссия заканчивалась.
— Она об этом могла думать в 12 лет?
— В «Житии» указано, что да. Для XII века это был вполне сознательный возраст, в 16 лет девушки становились матерями.
— У нее был сильный характер, если она могла противостоять воле семьи, отца и уйти в монашки…
— Не просто сильный, скорее, стальной характер, который и позволил осуществить все те преобразования, за которые мы сегодня ее почитаем. Она, несомненно, обладала даром убеждения – сподвигла и младшую сестру принять монашеский постриг. Хотя у семьи именно на младшую дочь оставались надежды на будущее замужество. Позже, когда брат Евфросинии со своими двумя дочерьми приехал прощаться с ней перед паломничеством на Святую землю, она увидела печать божью на своих племянницах, и после разговора с ними постригла их в монашки. Брат узнал об этом, как и их отец, только по факту, когда дороги назад уже не было. Считалось, что если она видела в человеке искру, чувствовала, что он может быть полезен в строительстве монастыря, ни на какие сантименты не обращала внимания. Но объяснить такое поведение Евфросинии можно тем, что ей нужны были единомышленники.
Известно, что княжеская дочка Предслава к 12 годам получила хорошее образование, владела языками, могла переводить. Поэтому после принятия монашеского сана Евфросиния стала переписывать книги.
— Она попросила у епископа Илии выделить ей место в Софийском соборе. Возможно, ее тянуло туда, потому что там была самая большая библиотека и потому, что основан собор был ее дедом Всеславом. Но занятие это было очень трудное, посильное только мужчинам. Нужно было сидеть в определенной позе, писать не на столе, а фактически на колене.
В 20 ЛЕТ НАЧАЛА СТРОИТЕЛЬСТВО СВОЕГО МОНАСТЫРЯ
А потом, как сказано в «Житии», Евфросинии явился ангел, который указал, что она должна начать строительство своего монастыря. И путь от Софийского собора до места, где Спасо-Евфросиниевский монастырь располагается и сегодня, она вместе с няней, тоже постригшейся в монашки, преодолела пешком. Сегодня эту дорогу на автомобиле можно проехать минут за 5-10, а в начале XII века это было серьезным испытанием. С собой у Евфросинии был только посох и хлеб.
— Местность, на которой строился монастырь, епископ передал ей во владение, — рассказывает историк. – Первые годы в монастыре жили всего 5-6 монахинь – сама Евфросиния, ее няня, двоюродная сестра, потом родная младшая сестра.
Уже потом возникли школа, иконописная мастерская, скрипторий по переписыванию книг. В монастырь стали приходить другие женщины, приносили свое приданое.
— Евфросиния оставалась влиятельной женщиной в Полоцком княжестве. Могла влиять даже на политику?
— Да, несмотря на то, что она была монахиней, которую светская жизнь не должна касаться. Но были времена, когда в Полоцком княжестве не оставалось преемников во власти — в 1129 году родители Евфросинии, ее семья была выслана из Полоцка из-за междоусобных войн с Киевским княжеством. И тогда Евфросиния участвовала в вечевых собраниях, имела право голоса как представитель правящей династии. Как писалось в «Житии», своим авторитетом она могла примирять враждующие княжеские кланы, сглаживала конфликты. Печати, которые находят на территории Спасского монастыря, говорят о том, что Евфросиния играла роль в политической жизни. Вполне возможно, именно она поддержала своего брата Василько, который взошел на престол.
Для XII века это исключительный момент. Найти в истории той эпохи такие же примеры крайне сложно. Не каждый знаменитый мужчина может похвастаться такими достижениями: построить два монастыря — мужской и женский, две церкви (до наших дней сохранилась только Спасо-Преображенская.– Ред.), по ее просьбе Богородичской церкви был передан уникальный Эфесский образ Богоматери (сегодня неизвестно, где находится подлинник этой иконы. – Ред.), а также создан знаменитый шестиконечный крест…
К КРЕСТУ ЕВФРОСИНИИ ПРИКЛАДЫВАЛСЯ НИКОЛАЙ I
История Креста Евфросинии Полоцкой – удивительная и трагическая. После ее смерти крест берегли, не окунали в воду во время освящения, а использовали для этого его реплики — копии. В следующие века он переходил из рук в руки, пока не оказался в Москве.
— Иван Грозный пообещал вернуть его в Полоцк в обмен на помощь в завоевании города, — рассказывает Галина Мысливец. – И обещание выполнил. Возможно, царь побоялся проклятия креста, которое грозило всякому, кто вынесет его из Спасской обители.
Во время войны 1812 года крест замуровали в стену Софийского собора. Спасо-Евфросиниевский монастырь, который после XV века принадлежал то католикам, то униатам, вернулся к православной церкви в 1840 году. Ради его восстановления архиепископ полоцкий Василий Лужинский привез крест Евфросинии в Москву и Санкт-Петербург, объездил дома военачальников и вельмож, к нему прикладывался и Николай I вместе с семьей — царь прекрасно знал, что это за реликвия. В итоге было собрано большое количество пожертвований, которых хватило, чтобы восстановить монастырь. Тогда же появилось и первое ходатайство о переносе мощей Евфросинии в Полоцк.
— Где тогда находились мощи?
— В Киево-Печерской Лавре.
— Как они туда попали, ведь умерла Евфросиния в Иерусалиме?
— Есть разные версии. Очень часто в различных источниках было написано, что ее мощи были перенесены монахами лавры в 1178 году, так как султан Саладин завоевал Иерусалим, и все православные святыни должны были быть спасены. Но по историческим данным, Саладин Иерусалим не захватывал, перевозить мощи было бессмысленно. Скорее всего, их перенесли в Киев позднее – в конце XVI века, когда и появляются упоминания о мощах в Лавре. Тогда же стало известно, что мощи Евфросинии нетленны.
— А Евфросиния, уходя в Иерусалим, предчувствовала, что уже не вернется?
— Думаю, да. Ей было около 70 лет. Перед уходом она собрала родственников, попрощалась. Возможно, она хотела закончить свой путь на Святой земле. Когда в Иерусалиме Евфросиния заболела, она послала своих приближенных, двоюродную сестру Евпраксию, чтобы они из Иордана набрали воды и омыли ее. В «Житии» указывается видение ангела, который сказал ей, что жизнь земная заканчивается.
МОЩИ ЕВФРОСИНИИ ВЫСТАВЛЯЛИ НА АТЕИСТИЧЕСКОЙ ВЫСТАВКЕ
— Как же получилось перенести мощи в Полоцк?
— Киевские митрополиты были против перенесения мощей из Лавры. Ходатайство о возвращении появилось сразу после воссоздания монастыря, который только тогда стал называться Спасо-Евфросиниевским, раньше это был просто монастырь Спаса. Но все ходатайства отклоняли, правда, в 1876 году удалось привезти перст правой руки в Спасский храм. Но полочане мечтали перевезти все мощи. И только Николай II, человек достаточно боголюбивый, поддержал ходатайство. С 1909 года началась подготовка к перевозке мощей в Полоцк. Был разработан церемониал – к Евфросинии относились и как к княжне, и как к святой. Чудеса исцеления, которые происходили по пути возвращения мощей преподобной на родину, описаны в двух брошюрах. На церемонии присутствовали члены царской семьи. И с 1910 по 1917 годы был пик почитания Евфросинии Полоцкой.
— А что случилось с мощами и монастырем после революции?
— В 1914 — 17 годах боялись, что немцы войдут в Полоцк, мощи увезли в Ростов. В 1918-м или 19-м их вернули в Полоцк. И сразу советская власть стала бороться с культом святых: монастырь закрыли, мощи вскрыли, но люди стали молиться у них, падать на колени. Поэтому мощи перевезли в Витебский атеистический музей, так как желаемого эффекта по развенчанию мифа о святости Евфросинии не произошло. В музее они были выставлены без одеяния, что воспринималось верующими как святотатство. И только во время оккупации в 1943 году мощи вернули в монастырь, который был вновь открыт. В конце 1961 года он был закрыт, монахини распущены. Действовала только Спасо-Преображенская церковь, которую построила Евфросиния, мощи были в ней, хотя предполагали отдать их в Полоцкий краеведческий музей. Но что-то уберегло… А церковь как приходская действовала все эти годы.
Крест Евфросинии Полоцкой был утерян в самом начале войны и следы его до сих пор не найдены. А чудеса исцеления, которые связывают со святой Евфросинией, происходят и сегодня. Их летопись ведется в Спасо-Евфросиниевском монастыре.